За полярным кругом. Часть 5. Мурманск

Mar 11, 2011 00:02

Предыдущие части рассказа:
Часть 1. Город воинской славы Североморск
Часть 2. Полярный
Часть 3. Гаджиево
Часть 4. Заозёрск (Западная Лица)

Осталась нерассказанной последняя часть моего повествования о месяце жизни в городах Кольского полуострова. Конечно, побывать в четырёх городках Мурманской области и не оказаться в самом Мурманске было бы, по меньшей мере, странно... Ну, если я конечно не шпион из Финляндии... :)

В Мурманск мы ездили на выходных, от нечего делать. А так как в Североморске вообще нечего делать на выходных, то в Мурманск мы ездили 2 раза. И довольно много чего интересного смогли посмотреть. Так как оба раза мы проехались по одним и тем же местам, то и фотографии будут сгруппированы по объектам осмотра, а не по дням :) Кстати, один день был пасмурный, другой - солнечный.

Поехали...






На выезде из Североморска есть горочка, поднявшись на которую можно увидеть бухту и часть города сверху:





По пути проезжаешь городки Росляково, Сафоново. Кстати, в последнем мне тоже довелось побывать, правда наскоком и без фотографий. В Сафоново есть штаб палубной авиации, от которой, к сожалению, уже почти ничего не осталось. Сам штаб практически тоже расформирован. Людей, могущих взлететь с палубы авианосца можно пересчитать по пальцам двух рук и почти все они в солидном возрасте... Как и сам единственный авианосец "Адмирал Кузнецов".
Кстати, в 2002-2003 годах в Рослякове проводилась утилизация атомной подводной лодки "Курск".

"Мы пришли сегодня в порт,
Мы пришли сегодня в порт"...

Вот и мы начали осмотр Мурманска с его морских ворот - порта.
Ну, или с вокзала...





Сам порт просто огромен, а с вокзала отправляются пассажирские суда.

Как всегда, неизменно, у пирса пришвартована "Клавдия Еланская":



Это пассажирский теплоход ледового класса. Ранее он работал на пассажирских маршрутах в Баренцевом и Белом морях, ходил к берегам Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. Возил туристов на Соловецкие острова, в Норвегию, Данию, Финляндию, Германию, Францию, доставлял шахтёров на Шпицберген.
Сейчас «Клавдия Еланская» работает на пассажирской морской линии вдоль побережья Кольского полуострова, связывая с Мурманском труднодоступные населённые пункты Островной, Чапома, Чаваньга и Сосновка.

В сухом доке, посреди залива, стоит красавец "Ямал".






"Ямал" - это атомный ледокол. На нем может совершить путешествие к Северному полюсу любой желающий. За 14-20 тысяч долларов. Не так уж и много, правда ведь? :) Но на тот момент в моих карманах такой суммы не оказалось и я просто посмотрел на красного исполина издали. А ведь какой мощный! Рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,5-3,5 метров с устойчивой скоростью 1-2 узла.
На носу ледокола нарисована оскалившаяся хищная пасть - смотрится очень круто. Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным. Правда, с этого ракурса её не видно.

Немного прогулялись по пирсу.





А это еще одна "плавучая девятиэтажка" :)



Ни с чем другим такие ледоколы больше у меня не ассоциируются. Название не разглядел.

Следующий пункт - церковь Спаса Нерукотворного Образа ("Спас на водах"). Очень красива в лучах низкого солнца.



В кои веки себя запечатлел на фото. Ну хоть в виде тени, и то ладно.





Если посмотреть в противоположном направлении, то взор упирается в шестигранный маяк-мемориал.





В нем находится памятный зал, посвящённый всем морякам, погибшим на море в мирное время. Маяк снабжен настоящими световыми и звуковыми сигнальными устройствами. Перед маяком установлен судовой якорь, у подножия которого была торжественно заложена капсула с водой из моря - общей могилы не вернувшихся на берег моряков.



В зале памяти хранятся книги, в которых вписаны имена рыбаков, моряков торгового, военного, подводного, пограничного флотов, летчиков палубной авиации, погибших в море с 1945 года.



С обзорной площадки открывается красивый вид на город.





И на спину "Алёши"..



Вот к этому "Алёше" мы сейчас и подъедем поближе...

Ну, совсем близко к мемориальному комплексу не подъехать - немалую часть пути пришлось преодолевать пешком. Но эта часть была довольна живописной:





А вот и он - мурманский "Алеша". Мой тёзка. :)



Если сказать, что он большой, то это ничего не сказать. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента - 35,5 метров. Вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Памятник уступает по размерам лишь монументу Родина-мать в Волгограде.
Взгляд "Алёши" устремлен на запад, в сторону Долины Славы, о которой я уже рассказывал в части про Заозёрск. У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая - с землёй из Долины Славы и из района боёв на рубеже Верман.

Перед монументом зажжён вечный огонь:





Два огня - жизни и памяти:



Так как день в ноябре очень короток, с комплекса мы уже встречали закат, тогда как у церкви был рассвет :)



Над городом мела снежная вьюга:





Ну а в пасмурный день зато удалось разглядеть город сверху:



И порт...



За монументом есть пара зениток. Во время боевых действий на этой вершине находились зенитные батареи, прикрывавшие с воздуха город Мурманск.



Каждый город-герой отмечен своей памятной доской, как в Москве у стен Кремля.



После "Алёши" проехали чуть вперед, на окраину района. Оттуда красивый вид на Кольский залив.







И теперь самое интересное. В какой-то части я уже писал, что просто мечтал воочию увидеть российский авианосец "Адмирал Кузнецов" или "Кузю", в народе. На протяжении своих путешествий по городкам области то и дело спрашивал офицеров, где он может быть. Кто говорил что в Сафоново, кто в Росляково, кто в Североморске. Но нигде я его не видел. И уже расстроился....

И вот наш водитель-экскурсовод предложил напоследок сгонять к 35-му заводу («Мурманский судоремонтный завод Минморфлота»). Просто так, с сопки глянуть и домой. Согласились. Поехали.

По дороге уткнулись в КПП завода. Удалось договориться пройти пешком только до конца бетонного забора, откуда была возможность осмотреть завод.

А это - его окрестности:





Эх, люблю я Half Life, уж не обижайтесь :) Нет-нет, а фотку подпорчу HDR-ом :))

Ну и вот, поднимаюсь я по дорожке вдоль забора, поворачиваю за него, продираюсь через гущи зазаборных фекалий, влезаю на кусок бетонной плиты и вижу ....



Ё-маё, вид-то какой!

И, о чудо! Что это за серенькая башенка под краном?? Я её сразу и не разглядел.. А это же...



А это же «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»!
"Кузя", он же «Советский союз», он же «Рига», он же «Леонид Брежнев», он же «Тбилиси». Тяжёлый авианесущий крейсер, единственный в составе ВМФ России в своём классе.

Вот такой подарок мне судьба подготовила. Никто мне про 35й завод не говорил, а "Кузя" там оказался. :)

Гигант просто! Старенький уже, часто в ремонте. Но боеготов.



Высота от носа до воды - 70 метров. Если свалиться - выловят уже мешок с костями :) Внутри - лабиринты помещений. Ходят байки, что один матрос там заблудился и умер. Нашли не сразу...

Все программы минимумов и максимумов по осмотру города для меня были выполнены. Остальное время просто пошатались по городу, по барам, по магазинам.





Вокзал (авто или ж/д - не помню, снял на ходу, пока "красный" горел):







А это новый мост через Кольский залив:



Осталось показать еще несколько панорам:










На этом про Заполярье и Кольский полуостров можно и закончить.

Суровые места. Красивые... Исторические... Героические...

полярный круг, Мурманск, Кольский полуостров, путешествие

Previous post Next post
Up