За полярным кругом. Часть 4. Заозёрск (Западная Лица)

Mar 07, 2011 00:22

Заполярный русский исполин,
Для страны надёжным стал оплотом
Город-воин, страж морских глубин,
Ты - столица атомного флота
                                                  (wikipedia)

Ну вот, побывав в Полярном, Североморске и Гаджиево, наконец я добрался до самой северной точки своего путешествия - города Заозёрск. Правда, моим коллегам он ранее был известен как  Западная Лица и по началу я вообще путался, думая, что это разные города... :) Вообще, на этом список его красивых имён не заканчивается. Он же  - Североморск-7, он же - Мурманск-150. Когда-то.
Городок находится на значительном удалении от места нашего плацдарма - Североморска. Посему поездки туда были самыми утомительными. И запоминающимися. Собственно, удалось мне там побывать всего 2 раза.





Выезжали из Североморска всегда рано - около 6 утра. Толком не отдохнув от прошлого рабочего дня где-нибудь в Полярном, вставать в такую рань было тяжело. Да еще и эта тотальная темень приближающейся полярной ночи... Кого хочешь в тоску загонит. Но огненное желание посетить все пункты назначения из командировочного удостоверения не позволило мне отдать работу в Заозёрске кому-то другому из нашей команды :) И я не прогадал. Выматывающие 7 часов пути в оба конца и 10 часов работы в каждый заезд вернулись сторицей.

Итак, промозглое ноябрьское утро (или еще ночь?...), 6 утра. поехали....

Надо отметить, что нам очень повезло с водителем, которого наняли в Мурманске на весь срок работы. Молодой парень, очень приятный в общении, много чего может рассказать про свой край. При этом терпеливо ждал нас в машине, во всех пунктах по 8-10 часов каждый день... Я вообще поражаюсь этой профессии... Конечно, ему за это и хорошо платили, но все же есть человеческий предел. Жаль, не могу уже вспомнить его имени, а ведь вроде даже имэйлами обменивались... Так вот, все, что я знаю про Западную Лицу и окрестности - знаю только от него. Если что-то не так - меня поправят.

Первая остановка по пути - Мемориал защитникам Советского Заполярья. Что можно было разглядеть в темноте при свете полной Луны? Да практически ничего.

Обочина. Пытаюсь сориентироваться в пространстве после сна:



Мемориальный комплекс:



Яркость фото вытягивал из RAW, как кота за одно место. Что бы хоть что-то можно было показать родным :)



Светало...

Это мы оставили свои следы на девственном снеге, выпавшем ночью:



Не видели их там?

А вот и наша карета:



И тихо светит нам Луна...



Потом опять долго-долго тряслись в машине, слушали занимательный рассказ водителя о Долине Смерти и Долине Славы. Дух захватывало от мысли, что я еду тут, по этим легендарным местам!

Если ехать от Мурманска, то сначала вы проезжаете по Долине Славы, потом рубеж - река Западная Лица и начинается Долина Смерти. Есть другая версия названий, которая объединяет обе долины в Долину Славы (или Смерти). Откуда такие названия и что там произошло?

А произошёл там один из крупнейших обломов гитлеровской армии. Практически в первые дни войны командование немецких войск поставило задачу захватить Советское Заполярье, Мурманск и завладеть никелевыми разработками. На всю операцию был дан срок три дня. Но немцы, пройдя вглубь наших территорий всего на 2-3 километра так и остались лежать в гранитных сопках, продержавшись там с июля по ноябрь 1941 года... Поэтому для них долина стала Долиной Смерти, а для доблестных защитников Заполярья - Долиной Славы. По сути, Долина представляет собой один сплошной мемориал. На её территории немногочисленные копатели находили кучу единиц разного оружия, боеприпасов, останков, оборонительных укреплений, сооружений... По рассказам нашего водителя, оружие часто находили висящим на дереве, в озере или прямо на гранитных сопках. Оно не ушло в землю (так как ее тут почти нет), как в других местах, а осталось лежать так, как его положили. Интересно было сравнить состояние построек на территории немцев и русских. Хотя бы на примере госпиталей. В каких условиях содержались наши и немцы. Где-то в тех местах есть каменный немецкий госпиталь. Там, говорят, много чего сохранилось. Железные койки на пружинах, матрасы... В противовес нашим госпиталям, где раненые часто лежали на полу... И даже при такой разнице в матобеспечении мы выстояли.

За интересными байками не заметиили, как подъехали к КПП перед мостом через реку Западная Лица...



Нет, конечно мы заметили, иначе продолжали бы свой путь по Долине Славы уже с прострелянными колесами.  Ну или разделили бы с фрицами их кусочек долины:)





Пока там искали наши списки, нашел время сбегать на мост и посмотреть на то, что называют Западной Лицей:



Вот такая незамерзающая речушка:



Хотя может она замерзнет позже?...





Кстати, река два раза пересекается с дорогой на пути к Заозёрску, петляя между сопками.

Когда-то в этих краях была проложена железная дорога, но сейчас её уже практически всю разобрали. Осталась только одна насыпь. Но недалеко от самого Заозёрска еще есть и само полотно. Мы его проезжали - "железка" шла по мосту над трассой.

Вообще, несмотря на кажущуюся необитаемость здешних мест, тут полно следов цивилизации. Как ушедшей, так и существующей. Заброшенные бетонные коробки строений чередуются с вполне боеготовыми частями ПВО - пару раз видели за сопками спецмашины с радарами и чем-то похожим на передвижные пусковые установки...

Ладно, я не в курсе где я это видел и может мне это вообще всё приснилось?.. :)

Кстати, заблудиться и сгинуть в этих местах проще пареной репы. Достаточно в пасмурный день потерять из видимости дорогу и привет... Все сопки похожи друг на друга - поди разбери откуда пришел. Известны случаи исчезновения детей, ушедших по грибы-ягоды... Так что по нужде от дороги лучше далеко не уходить. :) Не заблудишься, так словишь пулю где-нибудь, не заметив колючки... А в некоторых местах её просто и не закладывали в проекте...

Вот так, уже светлым днем добрались до конечной точки..



Ах нет, для нас ещё не конечная. Нам, пожалуйста, до бухты... Но пока надо затариться в местном магазине всякими проводами...
А я в это время погулял вокруг да около.

Местная деревянная часовенка:



Дом Бога, на фоне заброшенных домов офицеров. Тут всюду веет каким-то трагическим героизмом.. Места такие. Мне показались суровыми...

Какой-то Рейвенхолм из Half-Life:



По ночам тут, наверное, особенно весело. По полярным ночам...







Хотя я может просто сгущаю краски, люди-то живут. И не мало - 13,5 тыс. человек.

А вот тут на первом этаже есть столовая. Не такая, как в Гаджиево, но есть можно.



В Заозёрске, кстати, находится памятник погибшей лодке «Комсомолец» и К-3 «Ленинский комсомол».

Держим путь в базу на губе Западная Лица, в Мотовском заливе. По пути попросил водителя остановиться...
Розово-жёлтый отсвет сопок завораживает...









Суровая красота Севера... С каждым разом я понимал значение этого выражения всё больше и больше...



База "Западная Лица" является местом базирования новых поколений многоцелевых, стратегических и тактических атомных подводных лодок. Здесь же базировались все экспериментальные АПЛ - К-222 проекта 661 «Анчар», К-27 проекта 645 ЖМТ, К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» (источник). Основана в конце 50х годов как первая на СФ база подводного атомного флота. Строки в начале моего рассказа - посвящение этой базе. Западная Лица по праву может называться столицей атомного флота нашей страны.

Кстати, в том месте где мы были, базировались довольно старые подводные лодки. А вот если бы мы смогли мысленно перелететь через сопку... То там, в губе Нерпичья, мы увидели бы красавиц-АПЛ проекта 941 «Акула». Но моя мечта не осуществилась - там нам делать было нечего... Зато осуществилась другая моя мечта. Я все-таки побывал на настоящей атомной подводной лодке :)

Между делом, не могу не отметить одного молодого офицера базы. Не буду называть его должность, звание, фамилию. Но именно таким должен быть, по моему представлению, настоящий офицер-подводник.  Волевой, бескомпромиссный, рассудительный, умный и честный. Такого порядка, как в его части, я больше на СФ нигде не видел (не хочу обидеть остальных, но при оценке порядка в других местах на 4-5, в его части я оценил бы на 5+). Подчиненные его беспрекословно слушаются и выполняют немедленно все поручения и распоряжения. Причем без обсуждения и молча. В свои 35-40 лет он получил довольно высокую должность и звание. Заслуженно. Такими людьми должна гордиться страна. Но часто они просто остаются в тени. А так и надо. Потому что зачастую в современном мире фамилии подводников мы узнаем только из историй вроде "Курска"... Дай Бог ему здоровья и энтузиазма на всю жизнь.
Благодаря этому офицеру нам и удалось посетить с экскурсией одну из АПЛ. Причем, это было представлено в виде благодарности за нашу работу и как дань уважения к гостям издалека. Люди на Севере сильно отличаются  от людей "на материке". Сильно, очень сильно. Своей отзывчивостью, обязательностью и открытостью. Одним словом, он отдал распоряжение провести экскурсию и его выполнили в срок и на высоте.
Лодка, на которую мы пошли, называлась К-388 "Петрозаводск", проекта 671. Не очень большая лодка, по сравнению с "Акулой". Длина чуть больше 100 метров, ширина - 10.
Конечно будет глупо звучать, но только тогда я понял, для чего у лодки такая надстройка сверху (рубка) и что она при погружении заполняется водой.

Спускаемся:



Внутри фоток не будет :)

Можно только сказать, что там очень тесно. Если хотите представить, как там, то посмотрите на фото из моего рассказа про ТЭЦ, потом мысленно скрутите это пространство в маленькую трубочку из двух слоев металла и слоя резины.

В паре мест я пожалел, что не снял пуховик - застрял :) Я вообще не понимаю, как они в ней передвигаются, да еще на такой скорости. Заглянул в реакторный отсек через окошко... Реактор был заглушен  - стержни подняты. Прошли до кормы, до рубки гидроакустика. Большая блямба на корме этой лодки и есть гидроакустический аппарат.



"Фото не моё и не помню откуда появилось" :)

Вторая слева лодка и есть "Петрозаводск". А эти рядом стояли:



Как я понял, это уже лодки класса "Антей". И "Курск" была одной из них.

Получив на экскурсии огромную дозу радиации впечатлений, пошли по домам. Правда, пройдя на одном из постов обязательный радиационный контроль. Это чтобы кто-то из подводников не принес домой сюрприз своим близким на одежде... Кстати, именно по этой причине на АПЛ всегда поддерживают чистоту на уровне операционной. А я, дурачок, всё боялся внутри мазнуться какой-нибудь радиоактивной смазкой... :)

Слава Богу, все вышли чистыми и нас отпустили. :) И следующие 3,5 часа дороги назад прошли в обсуждении увиденного.

А это панорамка губы Западня Лица и залива:



Город мой на краешке Земли
Затерялся за Полярным кругом.
И признаньем в искренней любви
Песнь о нём поём мы часто с другом.
Очарован дивной красотой
Здешних сопок, северным сияньем.
Покорён душевной теплотой,
Чем богаты наши северяне.
Много зим и лет уже прошли.
Здесь морской судьбы лежит начало.
Из походов наши корабли
Часто Лица радостно встречала.
Заполярный русский исполин
Для страны надёжным стал оплотом.
Город-воин, страж морских глубин
Ты - столица атомного флота.
Заозёрск, мой Заозёрск,
Край озёр глубоких, синих,
Кто служил здесь, жил и рос,
Верят - лучший ты в России.
                         (Автора не знаю...)

Всё, рассказы про ЗАТО Кольского п-ва закончены, но есть в запасе Мурманск. :) И там тоже много чего будет интересного.

UPD

Часть 5. Мурманск

полярный круг, Заозёрск, Западная Лица, Кольский полуостров, путешествие, подводные лодки

Previous post Next post
Up