Психоаналитически на эту тему литературы много. Это работы Винникотта, Кохута, Анны Фрейд, Мелани Кляйн и других.
Мы живем в интересное время, когда нейронаука постепенно догоняет психоанализ, в чем-то соглашается, с чем-то спорит, что-то поправляет.
Вот замечательная статья нейро ученых по совету д-ра Инграхам.
Gee, D. G., Gabard-Durnam, L., Telzer, E. H., Humphreys, K. L., Goff, B., Shapiro, M., ... & Tottenham, N. (2014). Maternal Buffering of Human Amygdala-Prefrontal Circuitry During Childhood but Not During Adolescence. Psychological science, 0956797614550878.
http://pss.sagepub.com/content/early/2014/10/03/0956797614550878.abstract Статья эта о развитии нейронных проекций от prefrontal cortex областей мозга к amygdala и другим частям лимбической системы. Эти цепи участвуют среди всего прочего в терапевтической интервенции "Name it to Tame it" - когда человек может поймать себя на мысли о том, что у него/нее есть сейчас аффективная включенность, более того, может узнать аффект и назвать его точно, например "Мне тревожно." То в этот момент GABA регуляция от PFC к лимбической системе происходит при участии этих самых нейронных проекций (много всего просиходит, я упрощаю и рассказываю часть). Нейрометиатор, у которого одна из основных функий - успокоение, течет в область активности и "пожар" хотя бы немного "угасает" (D. Siegel). Условно мы включаем "тормоза", но для того, чтобы это было хотя бы возможно необходимой предварительной точкой является осознание и называние аффекта. Но еще статья Gee & colleagues о роли мамы в формировании и укреплении этих самых цепей. Вообще, все это очень по мотивам Аллена Шора, который пишет о нейробиологии развития привязанности.
Если интересно, Вы можете прочесть статью, или хотя бы ее краткое содержание (по английски - под катом).
Очень грубо, кратко и упрощенно, авторы статьи пишут, что у детей эти самые нейронные связи от PFC к amygdala почти не развиты. Роль этих цепей, условно выражаясь, в детстве выполняет мама (или папа, бабушка, няня, итд.) Мама регулирует ребенку аффект и невербально и вербально, но очень активно, если присмотреться внимательно - обнимая ребенка, беря на руки, словами, тоном голоса, выражением лица и специальным материнским языком ("motherese"), который кроме мамы с младенцем почти никому не понятен. В этом процессе деятельность amygdala у ребенка гасится практически так же, как она гасится у взрослого человека, способного к само-успокоению. В исследовании показано, что у ребенка очень существенно улучшается регуляция аффекта когда мама есть рядом. Более того, в исследовании показано, что в близких, надежных, устойчивых отношениях мамы и ребенка (там где эмпатичная подстройка мамы к ребенку работает достаточно хорошо) те самые нейронные сети от prefrontal cortex к amygdala ребенка развиваются лучше. Этот процесс наблюдается только в детстве, а в подростковые годы уже не наблюдается. У ребенка с менее доступной мамой (например мамой в глубокой депресии, исключительно тревожной, употребляющей алкоголь или наркотики, итд.) внутренняя способность к само-успокоению развивается хуже. У этих детей повышена аффективная реактивность на внешние стимулы. Один из важных выводов статьи - что детство - критический период для формирования этих нейронных связей.
Исследование Gee не первое по этой теме, тем не менее результатов пока недостаточно, чтобы утверждать что-то однозначно, особенно утверждать причинность. Данные есть, рабочаяя гипотеза есть. Ее можно продолжать проверять в последующих исследованиях. Кроме того можно заметить, что регуляция аффекта и способность к само-ускокоению в достаточно длительной и достаточно иненсивной психотерапии развивается.
Но вообще это красиво на мой взгляд и пока кажется слишком простым чтобы объяснить довольно сложные, многовариантные явления. Но в этом прелесть нейро исследований в отличие от психоаналитических текстов - есть измеряемые более-менее объективным способом данные, которые можно "пощупать".
Abstract
Amygdala-prefrontal circuitry regulates affect in adulthood but shows protracted development. In altricial and semialtricial species, caregivers provide potent affect regulation when mature neurocircuitry is absent. The present investigation examined a potential mechanism through which caregivers provide regulatory influences in childhood. Children, but not adolescents, showed evidence of maternal buffering, such that maternal stimuli suppressed amygdala reactivity. In the absence of maternal stimuli, children exhibited immature amygdala-prefrontal connectivity. However, in the presence of maternal stimuli, children’s connectivity was more mature, resembling adolescents’ connectivity. Children showed improved affect-related regulation in the presence of their mothers. Individual differences emerged, with greater maternal influence on amygdala-prefrontal circuitry associated with stronger mother-child relationships and maternal modulation of behavioral regulation. These findings suggest a neural mechanism through which caregivers modulate children’s regulatory behavior by inducing more mature connectivity and buffering against heightened reactivity. Maternal buffering in childhood, but not adolescence, suggests that childhood may be a sensitive period for amygdala-prefrontal development.
via Dr. Ingraham.