Дэн Сигел в книжке "The Mindful Therapist" упоминает понятие Primary Developmental Pathways. Если вам интересно, обратитесь к оригиналу, там довольно много букв и я не хочу это тривиализировать
( Read more... )
ИМХО стоит различать реакции на стресс в ситуациях, в которых что-то можно сделать и в ситуациях, в которых непонятно/невозможно что-то сделать. Это две как-то слабо пересекающиеся между собой области, ну по личным ощущениям, скажем так.
Если уйти в физиологию и есть опасность для жизни прямо сейчас, а бежать совершенно некуда (ощущение ловушки) то вероятность реакции сражаться выше, чем бежать - в плане функциональности и адаптации.
При этом Ваше предложение отчасти предполагает, что у человека есть выбор - то есть защита осознана. В подавляющем большинстве случаев это не так и бессознательные защиты включаются (и отрабатываются) значительно быстрее, чем люди успевают подумать и осознать - в том числе осознать можно что-то сделать или нет.
Наконец ситуаций, когда совсем ничего сделать нельзя значительно меньше чем кажется - и это само по себе защита - убеждение, что сделать ничего нельзя. Когда гибкость мышления развивается, люди начинают находить новые решения, там где были абсолютно убеждены, что их нет. Не всегда - иногда реально выхода нет, например на пороге смерти - но очень часто он есть там, где кажется что сделать ничего нельзя.
у вас есть конкретный пример? вариантов масса и все может быть по разному. Агрессий нейрологически есть как минимум два разных типа и они могут быть без всякого страха, могут быть с тревогой итд.
пожалуйста. Я не видел у Панксеппа о беспомощности. Он пишет про базовые, низкоуровневые, если хотите эмоциональные системы. Он не пишет про чувство вины, он даже про стыд не пишет, не смотря на существенные физиологические маркеры стыда и характерное выражение лица. Основная масса работы Панксеппа связана с исследованиями крыс, а там со стыдом трудно. Вот play он весьма успешно исследовал, они щекотали крыс и "слышали" крысиный смех, если я правильно помню, вне доступного человеческому уху аудио диапозона.
Бесмощность острая, полная - один из основных симптомов травмы, хотя не исключительно травмы. В депрессии тоже бывает беспомощность. На мой взгляд это понятие чуть более выского уровня нейрологически, чем страх. В беспомощности есть когнитивная составляющая.
Про страх очень много писал Joseph LeDoux. Из базовых эмоций она более всего изучена. Короткий отрывок Панксеппа про страх тут
Есть такой взгляд на фрустрацию, что она запускает механизм, который последовательно пытается просто сначала изменить ситуацию, потом если изменение невозможно - то добавляется агрессия, попытки изменить ситуацию с бОльшим усилием, если агрессия либо запрещена, либо выплеснута но ситуация не поменялась, то тогда приходит грусть, как способ смирится с тем, что ситуация не изменяема. Если же выход грусти перекрыт по каким-либо причинам - защитные барьеры, осуждение общества и т.п. - то энергия фрустрации может ходить далее по кругу, в попытках найти выход и приводить к депрессии. Как Вам такое понимание - что описываемое Вами не 3 разных механизма, а один, но на разных стадиях процесса?
нейрологически - не очень. Разные системы. Один и тот же человек может испытывать разные чувства в разные моменты времени и иногда испывать смесь двух или трех, при этом есть вещи, которые друг с другом не сочетаются. Глубокая грусть не сочетается с активной агрессией. Люди напридумывали теорий, в который нейробиологии не было совсем, так можно довольно легко жонглировать бирками и придумывать любые их комбинации в любой последовательности
( ... )
*Глубокая грусть не сочетается с активной агрессией* А кто говорит, что она сочетается одномоментно? И кто мешает разным системам работать последовательно? В том же горе - агрессия есть стадия, после которой возможно отплакивание и принятие.
Похоже, у Вас вопроса как такового нет, есть мнение? Я слышу Ваше мнение, не очень понимаю чем я могу быть полезен. Меня вполне устраивает, если Вы думаете, что агрессия - это стадия горя, итд. Много теорий есть и по поводу горя и всего остального. Про связь горя и агрессии первым, кто высказал эту мысль был Фрейд в классической статье Mourning & Melancholia. Статья эта очень влиятельная и мысли его уже воспринимаются как факты. А то, что он высказал - это модель, не больше, не меньше. С тех пор прошло очень много лет. Если Вы в fMRI посмотрите на мозг горюющего человека, то Вы с большой вероятностью увидите, что области мозга участвующие в агрессии находятся в покое.
Опять же, если гореванием называть не чувство сейчас, а когнитивное понятие, процесс, то можно в горе чувствовать что угодно - хоть стыд, хоть отвращение.
Comments 11
Reply
Если уйти в физиологию и есть опасность для жизни прямо сейчас, а бежать совершенно некуда (ощущение ловушки) то вероятность реакции сражаться выше, чем бежать - в плане функциональности и адаптации.
При этом Ваше предложение отчасти предполагает, что у человека есть выбор - то есть защита осознана. В подавляющем большинстве случаев это не так и бессознательные защиты включаются (и отрабатываются) значительно быстрее, чем люди успевают подумать и осознать - в том числе осознать можно что-то сделать или нет.
Наконец ситуаций, когда совсем ничего сделать нельзя значительно меньше чем кажется - и это само по себе защита - убеждение, что сделать ничего нельзя. Когда гибкость мышления развивается, люди начинают находить новые решения, там где были абсолютно убеждены, что их нет. Не всегда - иногда реально выхода нет, например на пороге смерти - но очень часто он есть там, где кажется что сделать ничего нельзя.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Бесмощность острая, полная - один из основных симптомов травмы, хотя не исключительно травмы. В депрессии тоже бывает беспомощность. На мой взгляд это понятие чуть более выского уровня нейрологически, чем страх. В беспомощности есть когнитивная составляющая.
Про страх очень много писал Joseph LeDoux. Из базовых эмоций она более всего изучена. Короткий отрывок Панксеппа про страх тут
http://alexey5351.livejournal.com/140423.html
Reply
Reply
Reply
Reply
Опять же, если гореванием называть не чувство сейчас, а когнитивное понятие, процесс, то можно в горе чувствовать что угодно - хоть стыд, хоть отвращение.
Reply
Leave a comment