25 октября 1975 года считается днём рождения Чебоксарского тракторного завода. В этот день был принят ОТК бульдозер Т-330. А строительство завода началось 12 января 1972 года, и был завод Всесоюзной Ударной комсомольской стройкой. Это сегодня, спустя 40 лет, мы рассуждаем о том, реально ли построить Волжскую скоростную магистраль за пять лет. Можно ли сравнивать несравнимые времена и объёмы - не знаю, но, как бы то ни было, за тот же срок ЧЗПТ был построен и стал давать продукцию.
Градообразующим заводом ЧЗПТ назвать, конечно, нельзя, но целый Новоюжный район строился и предназначался для будущих работников тракторного:
Чебоксары. Промтрактор и Новоюжный район (все фото по клику открываются в большом размере!).
Главная магистраль, огибающая завод и проходящая через весь район - проспект Тракторостроителей. В середине его, перед заводом, на постаменте стоит тот самый первый трактор Т-330:
С тех пор, конечно, сменилось название: в 1993 году ПО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» преобразовано в ОАО «Промтрактор», в 2002 году представлен бренд «ЧЕТРА», а в 2005 году ОАО «Промтрактор» вошло в состав ООО «Концерн Тракторные заводы»:
Сегодня ассортимент продукции широк: это и бульдозеры - гусеничные и колёсный, и трубоукладчики (до 104,5 тонн!), и экскаваторы, и даже вездеходы:
Почти всю эту продукцию нам удалось посмотреть и даже провести тест-драйв! Итак, отправляемся на экскурсию по цехам завода:
Центральная проходная ОАО "Промтрактор".
Да, специально для тех комментаторов, которые хотели бы видеть полный цикл производства, скажу, что ещё в советское время была предусмотрена кооперация со смежными предприятиями. Так, гусеницы и ряд деталей ходовых систем для промышленных тракторов с 1985 года производятся на ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», который ныне тоже входит в концерн Тракторные заводы:
Памятник "Машиностроитель России" перед проходной ЧАЗ.
Но вот мы на заводе. Самое сердце производства.
Металлообработка на Промтракторе осуществляется с достаточно высоким уровнем автоматизации. В цеху трансмиссий, например, работает японская автоматическая линия MAZAK:
Один из обрабатывающих центров автоматической линии:
Инструментальный магазин обрабатывающего центра:
Пульт управления линией:
Одна из производимых здесь деталей:
Ещё на заводе есть ряд автоматических линий, работающих с 80-х годов.
Также здесь используются немецкие универсальные обрабатывающие комплексы SCHIESS:
Автоматические линии обслуживаются робокарами, которые перемещают заготовки и детали с одного обрабатывающего центра на другой. Робот перемещается медленно, точно повторяя колёсами собственный след на цеховом полу; следует важно, как слон, не обращая внимание на моськами суетящихся вокруг журналистов:
Я проявил уважение к степенной работе этого агрегата и не стал заступать ему дорогу, чтобы проверить его защиту от столкновения с препятствиями. :) Увлекательное зрелище движения этих роботов и их взаимодействия с обрабатывающими центрами смотрите на видео в конце поста.
Здесь производится одна из операций металлообработки. Один из участников пресс-тура упросил показать её без защитного кожуха, поэтому фреза отведена от детали, хорошо видна только струя смазочно-охлаждающей жидкости:
Одна из деталей, сошедшая с обрабатывающего центра:
Ещё склад заготовок (или готовых деталей?):
Малая механизация, естественно, тоже присутствует:
Технологическая оснастка, которую меняют при перенастройке линии на другую продукцию:
Ежедневно завод может изготавливать несколько совершенно разных моделей тракторов, трубоукладчиков и даже экскаваторов, а переналадка гибкой автоматической линии сводится к замене оснастки и загрузке нужного программного обеспечения. Моя родная кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок (ныне ""Системы автоматического управления электроприводами"), со специализацией в том числе по робототехнике и автоматике технологических комплексов, готовила инженеров, которые принмали участие в наладке и эксплуатации всей этой автоматики...
Все детали производства за пару часов осмотреть, естественно, невозможно. Поэтому вот, навскидку, ещё один интересный цех - здесь делают все электрические соединения. Нарезают провода, маркируют, собирают их в жгуты и монтируют на контактные колодки. Представляете всю сложность тракторной электрики? Вот только одна часть:
Посмотрим, что происходит с проводами в этом цеху.
Здесь набирается текст, который нужно напечатать на проводе:
Здесь идёт печать на провод (как на обычном струйном принтере):
Здесь провод отрезается в нужном месте, причём концы хитро зачищаются от изоляции:
Здесь на провод обжимом устанавливаются контакты:
Вот такой получается результат:
В конце концов маркированные провода вяжутся в жгуты на специальных стендах:
Далее мы осматриваем покрасочный цех. Перед покраской все детали тщательно очищаются от возможной ржавчины при помощи пескоструйной обработки мелкой дробью. Каковая всё-таки умудряется миновать сетки и мусорные ящики, и попадает даже на пол:
Шикарные фото космонавтов из фантастического боевика с краскопультами наперевес вышли у z_alexey, а меня грубо оттолкнул какой-то москвич при камере, и получилась только пара фотографий через окошко:
Затем с окрашенной детали удаляются натёки в ненужных местах, и она отправляется на сушку:
А мы плавно переходим в другой цех - сборки кабин. Кабины собираются не на главном конвейере, а как отдельный агрегат, который потом просто будет установлен на место:
Сборочный чертёж кабины:
Кабина - сложное устройство, с дисплеями и джойстиками, а также удобными сидениями и, если надо, кондиционером. И ещё кучей каких-то механизмов, назначение которых осталось для меня загадочным. Вот эта загадочная часть кабины:
Разбирая фотографии, заметил интересную деталь:
Поскольку в цеху вроде бы нет процедур, требующих очищенной воды, возможно, этот фильтр для воды питьевой?
А вот здесь, надо полагать, одно из требований системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2000 - чёткий порядок выявления проблем и их устранения:
А вот текущий план цеха по дням:
Однако, разнообразие!
Ну а теперь мы направляемся на главный сборочный конвейер:
Сам конвейер представляет собой железный транспортёр огромной грузоподъёмности. Одновременно перемещать десяток находящихся на нём тяжёлых тракторов - удовольствие не дешёвое. Поэтому, когда день выдаётся не сильно загруженным, трактора с места на место передвигают портальными кранами. Ими же подносятся к месту сборки готовые агрегаты и узлы, включая вышеописанные кабины. Половина зала представляет собой оперативный склад комплектующих:
Вот ещё типичный ящик с болтами, шпильками и гайками различных размеров:
Когда сборка только начинается, кажется, что конструкция на изумление проста:
Затем рама постепенно обрастает деталями:
крупными узлами:
агрегатами:
Кому интересно, можете подробно посмотреть, какие операции выполняются на кждом месте конвейера:
Кроме плакатов и сборочных чертежей, используются и обучающие программы, которые показывают процесс сборки на большом телевизоре:
Да, между делом заметил мощные аккумуляторы для трактора:
Вот так всё это движется, вперёд и вперёд:
Наконец, установлена и кабина:
Теперь осталась установить заказанное навесное оборудование:
и одеть гусеницы:
Полностью процесс "обувания" (одевания гусениц) показан на видео. Я же, вспоминая, как в детстве натягивал резиновые гусеницы на ГДРовский игрушечный бульдозер с мотором, даже не подозревал, что в действительности это делается при помощи самого трактора!
Да, ещё на заводе любят шокировать избалованную автоматикой публику классическими "ломом, кувалдой и какой-то матерью" - есть места, где нужна и кувалда :)
И вот - готовая продукция на выезде из цеха!
В ассортименте - широкая линейка бульдозеров разного веса, мощности и назначения, а также трубоукладчики:
Между прочим, тракторы ЧЕТРА - самые крупные в России! На фото Алексея Заболотнова - я на капоте Т-35:
Промтрактор теперь даже экскаваторы выпускает:
И те, и другие управляются, представьте, джойстиками! Техника всё более становится похожа на компьютерные игрушки:
И вот здесь исполнилась мечта моего детства! Нет, конечно, на тракторе я тоже поездил, но что грезил об этом с детства, сказать не могу. А вот экскаватором поуправлять - это да!!!
z_alexey любезно сфотографировал меня за рулём джойстиками экскаватора:
Я был в полном восторге от плавности и отзывчивости управления. Если заводские пилоты-асы на шоу аккуратно закрывают отвалом спичечный коробок, то даже я на экскаваторе, кажется, смог бы его аккуратно открыть! :)
Аналогично на порядок мягче и сцепление экскаватора. Ну что тут скажешь, машина элитная. Но сравнивать их, вообще-то, ни к чему - назначение разное. А какие танцы может вытворять бульдозер - смотрите далее на видео!
В заключение исполнительный директор ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» Виктор Четвериков провёл брифинг:
Рядом с кучей диктофонов стоит valerkka, спасибо ему за приглашение на пресс-тур и организацию!
А я пока покажу заводскую доску почёта:
Ещё раз поздравляю всех работников завода с днём его рождения и желаю новых эффективных разработок, больших заказов и успешных результатов!
Кстати, здесь я не удержался, поставил в пост широкие фотографии (1024х768, что хорошо для просмотра на широком дисплее). Скажите, продолжать ли показывать фото в таком размере или делать поменьше - для дисплеев формата 4:3 и, может быть, планшетов с нетбуками и даже смартфонов? И не забывайте, что всегда по клику можно открыть фото в большом размере (сейчас делаю 1600х1200 и больше при необходимости)? Poll
И в заключение - презентую Промтрактору ролик, о котором говорилось выше: с полётом, тракторными танцами на льду, процессами металлообработки и сборки, роботами и пультом управления экскаватором - и, самое главное (где ещё такое увидите!), процессом "обувания" трактора: