2012.08.03: Блог-тур в ОЖДХ

Aug 05, 2012 23:32

Когда atner обнаружил интересный железнодорожный уголок, никто ещё не думал, что скоро хозяева будут столь любезны, что пригласят на экскурсию и на чай.
Ну а я с детства люблю поезда и всё, что с ними связано. Помнится, неоднократно приходил к другу на игрушечную железную дорогу, разложенную по всему залу. В советские времена это было практически чудо!
На дорожках, особенно разветвляющихся тропинках, было очень занимательно представлять себя машинистом паровоза или водителем троллейбуса (ведь он так же привязан к своим проводам, как и поезд с трамваем - к рельсам). И я постоянно приглядывался к троллейбусным проводам (за неимением в Чебоксарах трамвая), и знал наизусть все стрелки на троллейбусных линиях.
В других же городах лучшим развлечением для меня было прокатиться в трамвае - по рельсам!
А также с упоением решать сортировочные задачи из занимательных математических книг.

Поэтому энтузиазм от предстоящей экскурсии трудно было переоценить.

Процедуру катания на тепловозе можно было предвидеть заранее, она напрашивалась с очевидной надеждой и предвкушением:



Катание на локомотиве (neochapay на мостике)

А вот общее содержание блог-тура я ожидал совсем другим.

Прежде всего, анонсирована была РЖД. Без конкретизаций. Поэтому, учитывая всё происходящее в политике и окружающей жизни, очевидно предполагалась пиар-акция для поднятия репутации РЖД, подмоченной скандалами с пригородным поездом (ещё тут) и с блокированием мест при покупке билетов от промежуточных станций.
Ответы на часть вопросов я таки услышал, но в кулуарах. А смысл мероприятия оказался совсем другим. Просто праздничным (канун дня железнодорожника).

Во-первых, нас пригласила совершенно другая организация, не та, которая занимается пассажирскими перевозками.
Как и в энергетике, каждый кусок железной дороги теперь принадлежит разным хозяевам. Которые хозяйствуют на нём соответственно своим аппетитам и монопольным тарифным возможностям. Настолько, что теперь часто бывает выгоднее возить даже крупногабаритные грузы по автодорогам, что есть очевидный бред с точки зрения физики (эффективность по затратам топлива) и с точки зрения экологии окружающей среды.
Впрочем, сейчас большегрузы почти сравнялись с вагонами по объёму и грузоподъёмности. Но легче дышать от этого не становится...

Так вот, пригласили нас на ОЖДХ (Объединённое железнодорожное хозяйство).
Перечень видов их деятельности обширен.



Театр начинается с вывески

Первейшая услуга - погрузочно-разгрузочные работы:




Работы, к счастью, пока достаточно:



Вид на путепровод

Наша экскурсия начналась с открытой площадки, на которой размещены замеченные Этнером макеты:



Блогеры отправляются на экскурсию

Позже, в мастерских, познакомились мы и с одним из создателей этих моделей. Большое спасибо ему! Благодаря таким людям преображается пространство, жить и работать становится легче и интереснее!


















z_alexey, как всегда, с фотоаппаратом :)

Наш "экскурсовод" - заместитель директора - великолепно рассказывал обо всём и отвечал на наши каверзные вопросы:



Слева направо: неизвестный мне товарищ, atner, makalval, зам.директора ОЖДХ, celt_tv, neochapay, olyaoryalo

Затем, в ожидании "прогулочного" локомотива, блогеры разбрелись по территории, изучая всё подряд и самостоятельно:



Блогеры осваивают промышленный пейзаж (на дальнем плане aofedorov)

Но и нас тоже изучали, надо полагать, внимательно:



За блогерами ведётся видеонаблюдение

Вообще хозяйство ОЖДХ отличается от других предприятий тем, что вокруг всей территории невозможно поставить забор.
Поэтому они по мере возможности преобразуют пыльное промышленное пространство так, чтобы работникам и проходящим мимо гражданам дышалось хоть чуточку, но полегче:



Зелёный уголок



Три дерева - ель, берёза и яблоня



Блогеры пробуют местные яблоки (atner фотографирует neochapay)



Местный фонтан

Я долго недоумевал, что символизирует орёл, напоминающий о Кавказских минеральных водах. Оказывается, ничего. Просто образец скульптуры из камня - ОЖДХ и камнем занимается.



Ещё часть зелёного уголка

Связь с маневровыми локомотивами осуществляется по радио:



Радиосвязь ОЖДХ



Наконец-то прибывает наш локомотив!

И начинается долгожданное знакомство с тепловозом!



В путь!



Машинист

Что делает машинист двумя своими руками?
Автомобильная ассоциация жестоко вас обманет.
Скажете, что он держит руль левой рукой? А это вовсе не руль!
А что под правой рукой машиниста, красное такое?
Зная, что руль - это не руль, вспомнил про управление катером. Там справа - рычаг газа. И снова ошибся!
Красная рукоятка с фиксатором - тормоз.

Вернёмся к "рулю". Это, как ни странно, скорее "газ" - регулятор тяги. Поскольку локомотив и сам тяжёлый, и вагоны за собой тащит, регулирование тяги должно быть точным, плавным и стабильным, поэтому регулятор в форме руля, а не педали или, скажем, самолётной рукоятки...
Точно и эффективно регулировать тягу помогает режимная карта:



Режимная карта локомотива

А вот что видит машинист этого тепловоза:



Вид в лобовое стекло

Если учесть, что рулить здесь в принципе не приходится, то вроде бы достаточно и этого. Но всё равно танк или, скажем, БТР вспоминается... Клаустрофобия, вид в узкую смотровую щель...



Ещё один вид с другой стороны



Вид из заднего окна локомотива

А вот то, что не только заменяет руль, но и вообще снимает с машиниста заботу о выборе пути:



ж/д стрелка

Итак, выбор железного пути невелик... и железно предопределён... И в эзотерике, кстати, железная дорога уподобляется жёсткой карме. Поэтому во сне опоздать на поезд - очень хороший знак :) Ну а в режиме бодрствования опаздывать на поезд, конечно, неприятно. Да и не нужно :)

Проходя по территории, мы знакомились с различным оборудованием:



Молот для дробления подмёрзших сыпучих грузов



Кручение колеса



Транспорт разный, светофор похож :)

Далее нас ожидали ремонтные мастерские, во дворе которых готовится новая монументально-архитектурная форма - стела со скульптурой стропальщика, как наиболее общего образа работника ОЖДХ:



Скоро воздвигнется монумент

При осмотре мастерской внушительный обрезок скульптурной детали вызвал неподдельный блогерский интерес neochapay:



neochapay

Ещё один вид услуг ОЖДХ - ремонт тепловозов:



Локомотив на ремонте (в дверях - pismadljaliz, фотографирует aofedorov)

Оказывается, как и у автомобилей, у них тоже существует регламент технического осмотра - периодически специальным оборудованием проверяется прочность рамы. Если всё в порядке, то остальные детали легко заменить, а сам локомотив может работать пятьдесят лет и более...



Помещение для отдыха

Вот такая вот забота о работниках :)
Великолепная столовая (как я понял, с собственной пекарней) позволила нам в почти домашней обстановке провести праздничный "круглый стол":




Здесь мы услышали (в том числе друг от друга) много интересных вещей, например, о том, что:
- в ещё советских планах значилась железная дорога на Киров, проложенная через нашу ГЭС, но теперь таких планов уже нет;
- значительная часть железной дороги промышленной зоны (Гремячево) принадлежит Дельману;
- троллейбусные управления Чебоксар и Новочебоксарска в последние годы получают в среднем по два новых троллейбуса в МЕСЯЦ; и для удобной разгрузки троллейбусов с грузовых вагонов пришлось сделать специальную торцевую платформу;
- кулуарная информация: политика РЖД в том, чтобы в ближайшее время убрать все плацкартные вагоны, оставив только купейные...
Но всё это не главное. Самое важное, что есть такие предприятия, с которыми приятно знакомиться, и которые работают не только для прибыли, не только для клиентов, но и для окружающих людей!

P.S. В блогосфере замечены также отчёты (в хронологическом порядке):
- pismadljaliz: ОЖДХ - стабильное предприятие с открытой территорией образцового содержания;
- makalval: ОЖДХ - ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА;
- aofedorov: Блог-тур в Объединенное железнодорожное хозяйство;
- atner: Мой небольшой фотоотчёт с ОЖДХ
- z_alexey: Экскурсия на ОЖДХ и музей под открытым небом;
- olyaoryalo: Что еще можно делать на железной дороге.

P.P.S. На закуску предлагаю решить задачу из великолепного сборника "Твоё свободное время":




Подобные задач работники ОЖДХ решают каждый день!

P.P.P.S. Всех с днём железнодорожника! Ура! :)

ж/д, Чебоксары, достопримечательность, блог-тур, poi, дорога

Previous post Next post
Up