В завершение
автопробега по Волжскому каскаду последняя (вернее, первая) из тех, что внезапно встретились на пути - Нижегородская.
Я же фанат плотин, дамб и живописных дорог. И вот, наконец, покорилась четвёртая сторона!
Поэтому опять не будет цифр и даже исторических сведений - только фото.
И о птицах над морем Волгой тоже будет.
Подробности с кучей фото, как водится, под катом.
Итак, проезжал я через Заволжье мимо ГЭС много раз. Один раз даже с фотоаппаратом. Лет так двадцать назад.
Но тогда времена были другие, фотографировать режимные объекты было категорически нельзя.
И мог ли я подумать, что через пару десятков лет меня даже будут приглашать на эти объекты!
Но рассказ о Нижегородской ГЭС всё откладывался. Потому как незавершёнка.
Уже были вот такие виды - с юга:
(кстати, обратите внимание на 1956 год в надписи на стене. Дочитав пост до конца, излагайте ваши версии этой "нестыковки"!)
С северо-востока (хотя машинный зал ГЭС почти не виден):
И даже с юго-востока через-под левое колено из-под трубы:
И, наконец, уже во втором автопробеге - теперь есть вид с запада!
Да, это та самая дамба, по которой любил ездить двадцать лет назад и писал в посте
700 км за 22 минуты:
Но и это не всё! Наконец, я потратил час на пробки в Нижнем перед мостом через Волгу (это чтобы через Балахну не ехать, ага!) и полчаса, чтобы пробраться на полуостров с дачами - между шлюзами и самой ГЭС. Помните, как хотел сделать такую фотографию с востока?
Так вот она! Ура!!!
Уф-ф.
А теперь можно скоренько пробежаться по территории и машинному залу.
Какое, однако, интересное устройство грузового узла - под кран в перпендикулярных направлениях вагонетки заезжают:
Силовой трансформатор - просто отпад!
Водосливная плотина:
Надеюсь, когда-нибудь при случае меня и сюда пригласят на водосброс - это очень зрелищная картина должна быть!
Забавно видеть на наружных конструкциях стандартную табличку "Помещение такого-то класса..."
А теперь все в машинный зал!
Генераторов тут много, не то что
всего два в Угличе. Но Угличская была первой!
По сравнению с Угличем и
Рыбинском дизайн интерьера, конечно, упростился.
Но светильники метрополитеновские остались!
Обратите внимание на микропроцессорный регулятор частоты вращения:
И сравните с колонкой управления, которая была раньше:
Что? И там шкаф, и тут шкаф? Ну да, только современный шкаф практически пустой, размеры самого управляющего компьютера можете оценить по дисплею в левом нижнем углу. :)
Генератор для собственных нужд, если правильно понимаю. Сидящий на валу основного генератора сверху:
Ретро-раритеты для организации быта:
И теперь галопом побежали на шлюзы...
Нет, бежать долго и далеко. На транспорте ехать надо (как раз за автобусом виден тот полуостров с дачами, откуда можно ГЭС фотографировать):
Какая-то вневременная тишина:
И чайки. Стаями кружат. Пытался их снимать, но фотоаппарат не очень пригоден для быстрой съёмки (ну или не научился пока):
Да чего это они тут делают?
А вот что:
И ещё при спуске воды на ступеньке остаётся рыба - вот тут наступает раздолье!
Между прочим, именно эта ступенька ограничивает проходимость шлюза для больших судов.
В маловодье, когда уровень водохранилища низок, этот порог и мешает. Приходится по нескольку дней ждать наполнения...
Вертикальные верхние ворота держат напор всего водохранилища:
Когда уровень выравнивается, ворота опускают:
И судно выходит в верхний бьеф:
Напомню, что
здесь подробно рассказано об устройстве шлюзов на примере Чебоксарской ГЭС. Там же можно посмотреть таймлапс и компьютерную анимацию работы шлюза.
Спасибо РусГидро, Оксане Бачиной и Ирине Беликовой за организацию пресс-тура на Нижегородскую ГЭС!
Подозреваю, что в этом году придётся собираться снова и изучать весьма дорогой и неэффективный проект низконапорного гидроузла... Но это уже другая тема.
А мы пока поздравим коллектив Нижегородской ГЭС с юбилеем, который будет отмечаться 2 ноября.
60 лет назад первый генератор взял промышленную нагрузку. С этого момента и идёт отсчёт.
Поздравляем! :)
Ещё про Верхневолжский каскад:
Угличская ГЭС
Автопробег
по Волжскому каскаду
Рыбинская ГЭС. Часть 1