Продолжаем знакомство с секретами
российского аналога Ангара-18 (кто не в курсе - это место, где изучают инопланетные летательные аппараты).
Очередной Ангар найден в Угличе.
Сами понимаете, изображение текущего объекта разрешили только в таком виде публиковать:
Но есть подсказка: уменьшите картинку - и увидите более чёткие силуэты!
А вот одна из самых важных деталей, без которых пепелац не полетит.
Разумеется, из соображений секретности я не имею права показывать детальное изображение:
Что? Вы утверждаете, что вам можно доверить секреты и вы никому-никому, даже если враг вас будет пытать?
Ну рискните, что уж. Исключительно под вашу ответственность!
Под катом, как обычно, много секретных фото.
Раз такое дело, зачем нужна и как работает гравицапа с предыдущего снимка.
Эта штука называется "возбудитель".
Без неё генератор пепелаца действительно работать не сможет:
Ведь что такое генератор? Это двигатель наоборот. То есть двигаем провода в магнитном поле - и в них начинает течь ток.
А где взять магнитное поле? Нужен магнит!
Вы можете представить обычный магнит диаметром с десяток метров? То-то же. Потому магнит, естественно, электрический:
Ему нужно питание. Причём постоянный ток. А где его взять, если кругом только переменный?
Значит, надо преобразовать переменный ток в постоянный!
Раньше такое преобразование делалось электромашинным способом: переменный ток крутит двигатель, двигатель крутит генератор постоянного тока (они на одном валу), и с генератора снимается, естественно, постоянный ток:
Надеюсь, вы не разочарованы тем, что попали на очередной секретный (и исторический) объект гидроэнергетики? Тогда продолжим.
Сейчас после реконструкции вместо такой здоровенной железки используют тиристорные схемы, в которых ничего не крутится. А эти машины стоят в резерве.
Аналогично реконструируются и другие системы - в первую очередь система регулирования.
Было:
Стало:
Конечно, не надо понимать буквально, что изображённое на последнем фото заменило всё, показанное на предыдущих. Механическая, гидравлическая, да и частично электрическая часть оборудования сохраняется, хотя и не полностью.
Зато какая в ней эстетика!
Современные надстройки выглядят как-то неубедительно.
Но, разумеется, обеспечивают более качественную, эффективную работу:
Особый, ни с чем не сравнимый кайф, когда за облезлыми деревянными дверями чуть не вековой давности вместо комнат открываются...
На станции всего два агрегата (а на Рыбинской уже шесть! Но и Рыбинское водохранилище не сравнить по размеру).
Поглядите, разве не красота?! Впору для выставки или фильма какого:
Поднимемся по лестнице и увидим сверху рабочий генератор:
На потолке, конечно, изразцов нет. Он технологичен и функционален:
Но общий объём даже вспомогательных помещений всё равно решён весьма эстетически:
А то, что сделано для человека, включая архитектурные детали, тоже выделяется красотой:
Картины, как я ранее упоминал, написаны местным работником (к сожалению, не записал имени-отчества). Инженеры всегда были людьми творческими!
Вот ещё для людей:
Углич - город совсем маленький, поэтому велосипед - самый правильный транспорт для работающих здесь:
В общем, вот такой гидроузел получился:
История его как две капли воды похожа на
историю Рыбинской ГЭС. Потому что они строились почти одновременно, в рамках одного плана по Верхневолжскому каскаду ГЭС.
Только Угличскую успели построить чуть раньше Рыбинской, и в начале 1941 года она уже снабжала током Москву:
Несмотря на маскировку, немцам было известно расположение Угличской ГЭС.
Почему же они не захотели её уничтожить, когда была возможность?
Видимо, они хотели её использовать.
Угличская станция в то время - вторая по мощности во всем Советском Союзе!
(
Угличские зенитчицы)
Что же получилось в результате?
Два агрегата на очень красивой ГЭС на Волге (фото со стороны шлюза, нижний бьеф):
В
рассказе об автопробеге показывал живописную дорогу со стороны нижнего бьефа плотины:
А теперь появилась возможность показать плотину с другой стороны - со стороны верхнего бьефа (за зданием ГЭС видна водосливная плотина и вдалеке шлюзы):
Вот и всё на сегодня про Угличскую ГЭС.
Далее в марафонском пробеге по Верхневолжскому каскаду - музей гидроэнергетики и уникальные приборы Угличской и Рыбинской станций!
Огромная благодарность РусГидро, Наталье Ивановой и моему экскурсоводу по Угличской ГЭС Виктору Крючкову:
Ещё про Верхневолжский каскад:
Рыбинская ГЭС:
немного истории
Автопробег
по Волжскому каскаду
Рыбинская ГЭС. Часть 1