Начнём, пожалуй, с истории:
(Все помнят, что можно кликнуть на фото и посмотреть его в большом размере?)
Только вдумайтесь!
Железная дорога по зимнему льду!
В известной мере это было даже проще - на суше с её лесами и оврагами вообще не было никаких дорог, а тут хоть прямо и ровно. И деваться некуда - мостов в этих краях не было.
Не надо забывать, что железная дорога ещё в те годы являлась почти единственным средством транспорта для больших грузов (не считая водного, который работал только летом). И цивилизация развивалась именно вдоль железных дорог (смотрите, например,
историю Кукобоя).
Сегодня водосбросная плотина выглядит так:
Нынешний вид плотины показывал в
посте об автопробеге:
Вот что получилось в результате:
Посмотрите шлюзы и генераторы в завершённом виде:
Пульт сегодня. Видно, что многие приборы новые:
Хотя кое-что и с тех пор осталось. Но об этом отдельный пост.
Немного о стенах
Совершенно монолитных конструкций на больших объектах не бывает. Любое здание со временем и под нагрузкой деформируется.
Например,
труба ТЭЦ, вполне себе каменная, отлично гуляет на ветру. Верхушка может смещаться на несколько метров:
Подробнее о том, как устроена ТЭЦ В ответственных сооружениях необходим постоянный контроль за деформациями и смещениями
Впервые обратил внимание на то, как он осуществляется:
Эти торчащие арматурины другим концом заведены в датчик:
Датчиков на ГЭС множество, и вся информация с них собирается в систему контроля и управления, в том числе отображаясь на центральном пульте.
Для примера посмотрите расположение датчиков, контролирующих конструкции
Чебоксарской ГЭС:
Подробнее про Отметку-68, вопросы экологии и реконструкции А это - догадайтесь, что за устройства?
Вот так они приводятся в движение:
Конечно же, это затворы, которые полностью перекрывают доступ воды к гидроагрегатам.
Разумеется, для надёжности их всегда два, один за другим:
Такой цепью они поднимаются:
Что у нас ещё осталось? Центральный пульт управления и электрическое хозяйство.
Но и о них давайте в следующий раз, а то жалуется кое-кто на размер постов :)
Ещё про Рыбинск:
Рыбинск: берега
двух рек и моря
Автопробег
по Волжскому каскаду
Рыбинская ГЭС. Часть 1
С благодарностью РусГидро за доступ к интересным объектам. :)
Да, отметим, что исторические фото сделаны в музее гидроэнергетики в Угличе, который заслуживает отдельного поста.