Аэропорт "Полярный" расположен вблизи города Удачный в республике Саха (Якутия). Вылет из Красноярска по вторникам четвергам и пятницам с авиакомпанией Таймыр (Нордстар) на самолетах ATR42-500. Если вы любитель "северов", то там найдется, что посмотреть и где побывать.
Логически это путешествие разобью на три части: Перелет в Полярный; г. Удачный; Обратный рейс и местный аэропорт. На протяжении всей поездки мне попадались прекрасные, открытые люди - Север :). Есть устойчивое выражение у местных "На материке". Материком называют нас с вами, живущих на транспортных артериях страны. Самое, что интересное - находясь там, сам начинаешь привыкать к такой формулировке.
Накануне поездки естественно смотрел где это и куда держим путь. Близость полярного круга к городу воодушевила и надежда добраться и пересечь его не покидала. Но весеннее распутье на дорогах не позволило мне этого сделать. Так, что если соберетесь, лучше летом или зимой. А еще Кимберлитовая трубка, место подземного ядерного взрыва, неповторимая атмосфера северного города. Подробнее о городе во второй части, а сейчас вернемся к вылету.
Регистрация на рейс, прохождение паспортного контроля и досмотра позади. Отправимся в полет глазами пассажира.
1. Наш рейс 77, выход № 2.
2. Теперь будем ближе знакомиться с ATR42-500. Салон самолета с компоновкой кресел 2+2. Нормальный шаг кресел.
3. В салоне вполне комфортно встать во весь рост. Вмещает до 50 пассажиров. Подсветка светодиодная, еще немного цвета и почти SkyInterior.
4. Многие пассажиры, сидящие у прохода не могут найти кнопку подъема подлокотника и часто задаются вопросом, - как поднять подлокотник в самолете у прохода. Обычно нажимают кнопку сбоку подлокотника, которая отвечает за откидывание спинки. Так и мучаются при выходе с места. На ATR42-500 кнопка для подъема подлокотника находится у основания. На других типах ее так же стоит искать снизу либо с торца подлокотника.
5. Наш перелет длится около 4 часов. Перекус в полете обеспечен.
6. Рейс в Полярный частично был грузовым. Всегда есть груз для северных территорий. Особенно это касается срочных посылок, скоропортящихся продуктов, фруктов. Поэтому удалось заглянуть в иллюминаторы с разных мест. Завораживающее зрелище, от которого трудно оторвать глаза.
7. Говоря об устройстве самолета с точки зрения пассажира, нельзя пройти мимо этого помещения :). Туалет в ATR42-500 полноценный, достаточно просторный, находится в хвосте самолета. И, кстати, дверь открывается проще, чем в боингах. :)
8. Следуя пассажиром, многое скрывается от глаз и многом не задумываешься. Все путешествие прошло под знаком общения с разными людьми. Один из них - Бортпроводник-инструктор Александр Сахнюк, который любезно согласился побеседовать о своей работе, не смотря на то, что работы как раз хватает. Знакомимся :)
9. Александр в авиации уже более 7 лет. Начинал в авиакомпании Трансаэро, где стал бортпроводником-бригадиром, после летал в авиакомпании Северный ветер. Последние четыре года работает в авиакомпании Таймыр (Нордстар) в должности Бортпроводник-инструктор.
Саш, расскажи, как ты относишься к небу? Нравится ли тебе твоя работа?
Вообще, есть такое поверье, что если через год человек не уходит с этой профессии, то остается в ней на долго. Своего рода рубеж проверки себя, своих сил.
С чего для тебя начинается полет, рейс? Например, для пассажира - со сдачи багажа, регистрации на рейс. Как ты попадешь на самолет?
Свой план полетов мы узнаем три раза в неделю. За два часа до вылета мы являемся в службу бортпроводников, где получаем пакет документов по рейсу. Проводится брифинг между летным экипажем и бортпроводниками. Далее следуем на медстарт (медосмотр). Проверяют, чтобы все было в норме. После чего нас допускают к рейсу и мы следуем в самолет. Принимаем питание, груз, багаж, почту. Готовим пассажирскую кабину к полету, проверяем аварийно-спасательное оборудование, что на самом деле делается в первую очередь, так как все таки основная функция бортпроводника это обеспечение безопасности. Встречаем пассажиров и помогаем им разместиться в салоне.
Сейчас летаешь и на боингах и на АТР. На чем больше нравится тебе?
Больше все таки нравится на АТР. Раз-раз и дома (смеется). Ну и самочувствие получше после АТР. Боинг летает выше, нагрузка больше.
Есть какие-то профессиональные заболевания у бортпроводников?
Есть, это варикоз практически у всех, потому что на высоте давление пониженное и это соответственно влияет на ноги. Но есть профилактика, это специальное белье, высокие носки. И наш летный врач рекомендует профилактику по своей части. Еще одна особенность у бортпроводников - это плохая кратковременная память. Из-за гипоксии (недостатка кислорода) страдает лобная доля, а она отвечает за кратковременную память. Если вы попросили бортпроводника принести стакан воды, а он забыл, скорее всего он просто долго летает (смеется).
Как сейчас воспринимает пассажир бортпроводников?
В большинстве случаев хорошо, всегда выполняют наши просьбы касательно обеспечения безопасности перед взлетом и посадкой. Вообще бортпроводник на самолете это, так сказать, эталон, пример. По статистике 80% пассажиров боится летать, и ты своим видом, профессионализмом должен вселять в них уверенность в полете.
Какие-то особенности в поведении пассажиров есть, в общении с ними?
Да, например, это очередь в туалет сразу после того, как погаснет табло "Пристегните ремни". Но это скорее особенность организма. Как я уже говорил 80% боится летать, от этого вырабатывается адреналин. А адреналин вырабатывается надпочечниками и желание пойти в туалет - это естественный рефлекс от стресса. Здесь надо относиться с пониманием. Бывает, что человек начинает нервничать, беспокоиться. Подходим, даем стакан воды, в случае необходимости - успокаивающее, всегда поговорим о том, что волнует человека, поговорим на отвлеченные темы. В рейсе мы всегда на чеку, не оставляем без присмотра пассажирский салон, а также кабину.
Еще при посадке мы себе выбираем так называемых "пассажиров-помощников", к которым можем обратиться за какой-либо помощью, если она понадобится (аварийная посадка, усмирение буйных пассажиров), как правило это молодые люди крепкого телосложения.
Какое место в самолете лучшее с точки зрения пассажира?
Более комфортна носовая часть самолета: меньше трясет, менее шумно. И первые на обслуживании (улыбается). Именно поэтому салон бизнес-класса всегда в носовой части самолета.
Бывают у бортпроводников проверяющие в рейсе?
Да, конечно. Я сам являюсь проверяющим. С бортпроводником-инструктором, как правило, летят бортпроводники стажеры, которые вводятся. Либо раз в год у каждого бортпроводника происходит проверка навыков его работы, отношения к ношению форменной одежды. Где-то проверяющий напоминает, где-то учит. Все точно так же как и у летного экипажа, где есть пилот-инструктор, который ставится в рейс и наблюдает за работой пилотов.
Можешь сказать, что любишь свою работу?
Да. Я считаю, что от работы надо получать кайф, а не приходить как на каторгу. Ведь полжизни, если не больше мы проводим на работе.
10. Вернемся к самолету. Перед нами кухня: слева два кипятильника, ниже и справа шкафы. Прямо у борта справа духовка.
11. Устройство духовки весьма простое.
12. Романтика неба :)
13. Под сиденьем бортпроводника в хвосте самолета расположено аварийно-спасательное оборудование: баллон с кислородом, фонарик, маска.
14. Работоспособность каждого элемента проверяется перед вылетом в первую очередь, как говорил нам Александр. В случае какой-либо неисправности оборудования (не горит фонарик например) он обязательно будет заменен техниками на исправный.
15. Прямо над сиденьем бортпроводника, в обшивке потолка, расположен стационарный аварийно-спасательный маяк. Он так же проверяется перед вылетом.
16. Потайная дверца :) за последним рядом сидений по правому борту.
17. В ней находится портативная радиостанция Р-855 А1 для речевой связи. Работает на частоте 121,500 Mhz. Это аварийная частота, ей также пользуются военные. Работает на аккумуляторах, срок службы аккумуляторов два месяца. Затем они заменяются на свежие.
18. Здесь же портативный аварийно-спасательный маяк. Подает сигнал на спутник, спутник на Бермудские острова, так как самолет зарегистрирован на них. А с островов уже на наше МЧС. Так наши службы получают представление о месте нахождения ВС.
19. Пора готовиться к снижению, в том числе и пассажирам. Занимаю свое место. Огромное спасибо Александру. Было интересно побеседовать. Узнать о многом из первых уст.
Скромный парень Саша, глядя в иллюминатор, 29 апреля 2015 года, еще и не представляет, что уже 6 мая, меньше, чем через неделю, на рейсе Краснодар-Норильск его бригада будет принимать роды у пассажирки Юлии Соболевой :)
20. Рейс выполнялся с техпосадкой в Новосибирске. Пассажирка следовала в Норильск к мужу. Вместе с ней взрослая дочь. В Новосибирске Юлия прошла медосмотр перед вылетом, получила добро на перелет. После взлета через некоторое время отошли воды, Юлию проводили в бизнес салон. Сам Саша перерезал пуповину. Бортпроводница Ада принимала ребенка. В комплекте на борту самолета есть стерильный комплект одежды для новорожденного, салфетки. Нужен был спирт, брали водку из бара. :). По прилету в Норильск новорожденного уже ждала карета скорой помощи. Медики отметили высокий профессионализм бортпроводников. Ребенок родился здоровым. Появился в небе где-то над Туруханском. Назвали Арсением.
Фото предоставлено Александром
21. Якутия, Полярный в конце апреля встретили нас так.
Спасибо за внимание!
Скоро подробнее про город, про аэропорт, про дорогу домой.
Отдельное спасибо авиакомпании Таймыр (Нордстар), в лице Ирины Воробьевой!
Огромное спасибо за приятную компанию в полете Полине Черновой.
До встречи. :)
Продолжение
здесь