Обычно в понятие квалиа включают только сенсорные ощущения. Есть и более широкие определения (К. Льюис, Ф. Джексон). Моё мнение - в понятие квалиа надо включать вообще всё, что имеется в сознании. Деление содержимого сознание на предмет (совокупность квалиа) и интенцию (Гуссерль) не помогает понять сознание, а лишь запутывает. Интенция - отношение Я к предмету, направленность на предмет. Простыми словами, интенция - понимание, мотивация, подразумеваемое, но не видимое в самом предмете в данный момент.
Рассмотрим понимание. Понимание - это ощущение базовых смыслов, базовых свойств. Смыслы - отношения между предметами, свойства - способность предметов участвовать в каких-либо отношениях. Такие «квалиа понимания» примерно соответствуют категориям рассудка И. Канта или отношениям между идеями Д. Юма - причины/ следствия, сходства / различия, существование/ не существование, возможность/ невозможность и т.п.
Смысл «причинно-следственная связь», отношение между предметами, имеющими свойства «причина» и «следствие». В состав понятий «причина» и «следствие» входит понимание течения времени, причина для следствия находится в прошлом, следствие для причины находится в будущем.
Понимание прошлого, будущего, настоящего и вообще времени дальше не сводится к каким-либо ещё понятиям, это базовые понятия. У них нет определений, чтобы говорить о них, приходится указывать на предметы и ситуации. Если пытаться объяснить другому слово «время», придётся оперировать предложениями типа: «вот, помнишь, вчера мы ходили на стадион, а завтра пойдём в парк, а сегодня мы дома». Это ни чем не отличается от того, как если бы мы пытались объяснить другому, что такое «красный», тыкая пальцем в красные предметы. И в случае с красным, как и в случае с передачей идеи времени, останется сомнение, а так ли тебя поняли на том конце, нет ли инверсии квалиа или вообще ошибочного понимания. Людям, не воспринимающим цвета, выдают водительские права. Для них красный - верхний, зелёный - нижний. Нельзя гарантировать, что когда ты показывал предметы, другой человек не заметил в них другой общий характерный аспект, и думает, что это и есть то, про что ты говоришь. В физике есть определение времени - время, это то, что показывают часы. А что показывают часы? Они показывают время. Это лучшее, что может предложить физика. В аспекте общения, обмена впечатлениями между разными людьми сенсорные ощущения и ощущения понимания не имеют принципиальных отличий.
Хотя квалиа «красный» и не может быть сведено ни к чему другому, во время восприятия оно является изначально понятным, оно и не требует объяснений. Для того, чтобы понимать, что такой красный, надо просто его увидеть, абсолютно не нужно знать даже, что это один из цветов (скорее понятие «цвет» определяется через перечисление красный, белый, жёлтый…). Не нужно знать, что цвета относятся к свету, а свет это электромагнитное поле, волна или частица. Красный воспринимается и младенцем, он воспринимался и древними людьми, которым он был понятен без знания электромагнетизма. То же самое касается и квалиа базовых понятий. Они просто понятны сразу и всё. Их не удаётся объяснить, то есть свести к другим квалиа, получаются только циклические ссылки, масло масляное. Понимание идеи времени - просто восприятие соответствующего квалиа, ощущение в реальном времени, выражающееся в том, что идея времени понятна. Другими словами, человек не понимает, что такое «время» или «красный», а просто думает, что понимает. Тем не менее, даже такой иллюзии понимания достаточно, чтобы принимать решения, выбирать, чем заняться. Физики пишут много формул, в которых есть параметр t, и пишут t - время. Им этого достаточно для рассмотрения конкретных физических явлений, они ощущают, что с параметром t всё понятно, он не нуждается в дальнейшем раскрытии, и дальше пишут формулы, которые работают - предсказывают исходы экспериментов. На уровне внутреннего понимания сенсорные квалиа и квалиа смыслов так же не имеют принципиальных различий.
Так же изначально понятны, но непередаваемы без ссылок на предметы боль, удовольствие, страх, гнев, верх, низ, отличие воспоминания от восприятия в реальном времени и т.п.
Слово «понимание» можно определить как восприятие структур, состоящих из квалиа базовых свойств и смыслов, привязанных к структурам предметов, состоящих из сенсорных квалиа (восприятие), или квалиа работы памяти (представления) и другим квалиа. Понять - просто выстроить структуру из квалиа базовых смыслов и свойств и других квалиа (сенсорных, геометрических и т.п.).
Понимание смысла отнюдь не автоматично, если нейроны не уловят, например, сходство между двумя объектами, то сознание и не увидит сходства между образами этих объектов, ассоциативной связи, подобия, это квалиа отображено в сознание не будет, сознание просто не обратит на это внимания.
Моё определение квалиа через перечисление:
Квалиа - все возможные элементы потока ощущений, т.е. абсолютно все типы ощущений:
- сенсорные (свет, звук, вкус, обоняние, тактильные, тепловые ощущения, боль, положение в пространстве и т.п.);
- отдельные ощущения для специфических комплексов сенсорных квалиа - пространственные и временные ощущения, геометрические примитивы, ощущение лица, тембровые, мелодические и ритмические ощущения и т.п.;
- ощущения желания/ нежелания, удовольствия/ неудовольствия, эмоций, мотивации, аффектации;
- ощущения настроения, течения времени, состояния сознания (бодрствование, опьянение, и т.п.);
- ощущения состояния и изменения направленности и фокусировки внимания, ощущения в фокусе и на периферии внимания;
- ощущения подразумевания того, чего не видно в данный момент, понимания смысловых отношений в пределах текущего образа;
- ощущения, соответствующие выдаче информации из памяти (нейронной автоматики) в сознание (воспоминания, представления, фантазии, мышление, интуиция, сновидения, галлюцинации и т.п.);
- ощущение, сигнализирующее «воспринимаемый образ знаком / не знаком», «из памяти/ с сенсоров» и т.п.;
- ощущения сознательных волевых актов, принятия решений, сознательного запуска, изменения и прекращения действий, в том числе действий по сознательной манипуляции памятью и вниманием;
- ощущения самосознания, рефлексии, наблюдения за собственной мыслительной активностью, восприятием, волей, восприятия себя как личности, представление о себе;
- другие ощущения, восприятия, чувства, которые могут быть осознаваемы, но здесь не перечислены.
Если делить содержимое потока сознания на квалиа и не квалиа как Гуссерль, то появляется необходимость придумывать два разных объяснения для довольно однородных явлений, акцентироваться только на их различиях, закрывать глаза на общее, имеющееся и у сенсорных квалиа, и у понимания, эмоций, внимания, и т.п. Всё это только запутывает, делает трудную проблему сознания трудней, чем она есть на самом деле.
Отдельный вопрос - есть ли квалиа для чистого Я. То, что я воспринимаю - не я. Мои представления о себе - не я, они не отличается принципиально от представлений о других предметах, состоят из таких же квалиа. Моя рука, моя мысль, моя боль - не я. Если последовательно вычёркивать из потока ощущений все квалиа, то не останется ничего. По крайней мере, мне никогда не удавалось направить своё внимание на моё чистое Я.