Огаден - 7

Oct 03, 2006 10:03

Вот та полянка, та авансцена провинциального театрика, на которой разворачивалось действие пьесы "Огаден":




Границы, проведённые между Джибути и Эфиопией, между Джибути и Сомали, между Эфиопией и Сомали, между Эфиопией и Кенией и между Кенией и Сомали разделяют древний народ сомалийцев, оказавшийся в разных странах по той причине, что в конце XIX века европейские державы, сознавая стратегическое значение Красного Моря, как ворот в Индийский Океан, поспешили застолбить в регионе по участочку. На всякий, знаете ли, пожарный. О нефти тогда никто ещё не думал, думали бы, так Первая Мировая разыгралась бы не в Европе, а где-нибудь поюжнее. Но в любом случае умные европейцы не прогадали, умные вообще не прогадывают, прогадывают глупые, разбрасывающиеся собственной территорией, полагая, что избавляются при этом от некоей "обузы". А потом, лет через сорок, вдруг выясняется, что без этой самой "обузы" свет не мил, и за обладание вожделенной обузой начинается межгосударственная тяжба, которая в просторечии именуется Мировой Войной. Ну да ладно...

То, что на карте называется Сомали, до 1960 года было разделено на две части, северная называлась Британское Сомали, а южная, большая и более населённая часть - Итальянское Сомали. Джибути, что на севере, тогда же называлось Французское Сомали. Огаден, то-есть восточная часть Эфиопии, был предметом спора и тяжб между Эфиопией и Италией, Англия, не желая обострять отношений с Италией напрямую, закулисно поддерживала в этом противостоянии Эфиопию. Тянулась эта бодяга долго, пока дело не кончилось в 1935 году итало-эфиопской войной, по результатам которой Италия аннексировала Огаден и объявила его своей колонией. Ну, а потом разразилась Вторая Мировая, Италия начала уже не по чину хватать и другие куски в Африке, проиграла прямое столкновение Англии и та отобрала всё назад, в том числе и Огаден. Но тут Англия сделала хитрый финт - вернув трон товарищу Хайле Селассие, Англия не вернула тому Огаден, в отобранном у итальянцев Огадене власть правила британская военная администрация. Напомню, что дело происходило уже в годы Второй Мировой и что такое Ближний Восток и что такое нефть знали уже все. Дошло уже и до самых глупых. Англичане же, которые отнюдь не дураки, спешили под шумок расширить зону своего влияния на Африканском Роге.

После окончания Второй Мировой встал законный вопрос - а что делать с бывшими итальяскими колониями? Кому достанется "сундук мертвеца"? Для решения этого животрепещущего вопроса после Потсдама была создана комиссия из дипломатов держав-победительниц. Победительниц как фактических, так и формальных. В комиссию вошли представители США, СССР, Англии и Франции. В январе 1948 года комиссия прибыла в Могадишу и приступила к делёжке наследства. Очень быстро выяснилось, что члены комиссии, если перевести их дипломатические изыски на простой и всем понятный язык, рассказывают друг-другу известную русскую басню про рака, лебедя и щуку. Французы, боясь, что у них отнимется и то немногое, что они имеют, предложили оставить всё, как есть. Англия простодушно предложила поступить так - объединить всех сомалийцев в одно государство и передать его под управление, конечно же, Британской Короны. Ну ещё бы! Категорически против этого выступили единым фронтом США и СССР. США подзуживал перебежавший на их сторону эфиопский император с его провинциальными хитростями, Хайле Селассие за то, чтобы в составе Эфиопии был оставлен Огаден, предложил американцам использовать послевоенную Эфиопию как американский плацдарм в Восточной Африке, Сталин же поддержал американцев, преследуя свои, гораздо более далеко идущие цели. Сталин, будучи очень умным человеком, вообще искусно использовал в своих инетересах то, что на "глубоком языке" называлось "империалистическими противоречиями". Скажем, при создании Израиля Россия слаженно сыграла пьесу в четыре руки вместе с Англией против Америки, в случае же с Эфиопией Россия не менее виртуозно сыграла ту же пьеску уже с американцами против англичан. Разительное отличие от нынешних печальных времён, когда не Россия играет на империалистических противоречиях, но империалистические противоречия играют тем, что осталось от России. Но вернёмся в Африку, тем более, что африканская тема выглядит очень актуально, ведь от "РФ" до Африки куда ближе, чем от "РФ" до России. И дело не только в расстоянии - вниз, под горку, идти куда легче. Ноги сами несут. "За мной, читатель!"

Вот африканская игра Сталина - после того, как "вместе-дружно" был отвергнут английский вариант, после того, как было признано статус-кво, после того, как были признаны существующие границы, после возвращения Огадена Эфиопии Сталин совершенно неожиданно изменил позицию и поддержал французов, заявив, что Южное Сомали должно остаться под итальянским управлением. Сталин был хитрец - он не отдавал Сомали никому, при этом стравливая европейцев между собою, припомним-ка, что именно в эти годы в Италии очень сильными выглядели позиции коммунистов, и к тяжёлой борьбе "империалистов" против "коммунистического влияния" в Италии был искусно подвешен ещё и колониальный вопрос. Поскольку разрешить возникшую патовую ситуацию комиссии не удалось, вопрос о Сомали был вынесен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. В ноябре 1949 года решением Генеральной Ассамблеи Южное Сомали было отдано под итальянское, а Северное Сомали под английское управление с тем, чтобы не позднее 1960 года обе части Сомали были объединены и единая страна получила независимость. Сталин выиграл. Россия же сохранила своё влияние в этом очень важном регионе планеты, первые советские военные советники появились в уже независимом Сомали в 1962 году, то-есть ещё до того момента, когда товарищ Сиад начал строить на Африканском Роге то, что он официально именовал "научным социализмом".

Люди, ругающие Хрущёва и Брежнева за игры с Движением Неприсоединения, за игры в Африке, в Азии и Южной Америке и противопоставляющие им "государственника Сталина" не отдают себе отчёта в том, что не только советская космическая программа, но и имперская экспансия 60-70 годов были заложены при Сталине. В результате выигрыша Второй Мировой Войны Россия стала слишком сильна, сильна настолько, что она начала выплёскивать себя вовне.

Г.А.
Previous post Next post
Up