К вопросу о рецепции паламизма в РПЦ

Jan 28, 2007 18:17



Прочитал на днях работу А. Г. Дунаева "О статусе паламизма в Русской Православной Церкви" (2003 г.). Автор рассматривает те факты, на основании которых можно было бы говорить о рецепции Русской Церковью учения свт. Григория Паламы (в частности - решений Константинопольского собора 1351 года), и приходит к выводу, что говорить следует не столько о ( Read more... )

паламизм, РПЦ

Leave a comment

Comments 3

danuvius January 30 2007, 18:28:15 UTC
Благодарю, этот фрагмент выпал из моего внимания. Возможно, его следует учесть, однако для догматико-канонического статуса имеет ли это большое значение? Послание Синода - еще не решение Синода по данному конкретному вопросу, что учение св. Григория Паламы признается общецерковным и обязательным для РПЦ. Просто идет разбор мнения, так ли учил свт. Григорий Палама или нет. Тут могла бы быть ссылка на любого отца. Во-вторых, таковым (общецерковным) не может признаваться учение любого отца само по себе, но только святоотеческое учение, специально возведенное в ранг общецерковного. В данном случае таковым являются только акты КНП Собора 1351 г., а на них ссылки нет. В-третьих, Вы совершенно правы: в послании предполагается смягченный паламизм - скажем, в версии Феофана Никейского, что есть, наряду с тварными, и нетварные энергии. Сравни с изложением паламизма у Сильвестра Малеванского ( ... )

Reply

danuvius January 30 2007, 18:29:10 UTC
(хотя о. А. читал это все гораздо ранее). И где, если не секрет, взяли текст?

Reply

alexandrg January 31 2007, 15:29:04 UTC
///Благодарю, этот фрагмент выпал из моего внимания. Возможно, его следует учесть, однако для догматико-канонического статуса имеет ли это большое значение? Послание Синода - еще не решение Синода по данному конкретному вопросу, что учение св. Григория Паламы признается общецерковным и обязательным для РПЦ.///
Ну, я думаю, проанализировать данный документ, в любом случае, не помешало бы.

Что касается статуса, то на формальное признание паламизма - учением, обязательным для РПЦ, Послание, конечно же, не тянет. Однако, если подходить к вопросу не в формальном плане, то по вопросу: "В какой степени учение свт. Григория имплицитно признано в Послании церковным учением" - думаю, все-таки возможна дискуссия ( ... )

Reply


Leave a comment

Up