Северная коррозионная станция. "Станция Березиной"

Jul 31, 2016 18:17

От комплекса зданий заброшенной биостанции наверх, на сопку, идут деревянные мостки. Поднявшись по ним, вы окажетесь перед входом в еще одно печально-знаменитое место. Оно называется




На фоне общей дальнезеленецкой разрухи ведущие к коррозионной станции мостки бросаются в глаза своим целым и довольно свежим видом.




Так что даже невольно возникает ожидание, что эти мостки приведут наконец к чему-то свеженькому и не заброшенному. Увы. Коррозионная станция, хоть еще и работает, пребывает в таком же запустении, как и все остальное.




Хотя место это в своем роде уникальное - это единственная в мире коррозионная станция, расположенная за Полярным кругом.

В новостях за 2012 год я вычитала, что "British Petroleum пожертвует 1 миллион долларов США университету Аляски на создание лаборатории для исследований коррозионных процессов в условиях крайнего Севера. Ее открытие запланировано на осень 2012 года. Лаборатория будет первым научным объектом на Аляске, в функционал которой войдет изучение особенностей коррозионных процессов в суровых климатических условиях".

Если на Аляске открыли, то дальнезеленецкая теперь не единственная в мире. Впрочем, что так, что сяк, миллиона долларов ей никто не жертвует...

Станция не брошена, хозяин у нее есть - Институт физической химии и электрохимии РАН. Кроме этой, у института еще три коррозионные станции - В Москве, Звенигороде (аж на Рублево-Успенском шоссе) и Владивостоке. Как живут остальные, не знаю, а дальнезеленецкая живет вот как.

Создана она была еще в 1948 г. Изучала влияние погодных условий на разные виды металлов, сплавов, покрытий. Для чего на открытых стендах закрепляются опытные образцы. Сюда отправляли на испытания образцы авто и авиа-предприятия, космические и оборонные институты.




Некоторые образцы и сейчас еще здесь






Но большая часть стендов стоят пустыми




Говорят, в начале 90-х, когда начался развал и биостанции, и всего поселка, а заодно и прием металла, расположенные здесь образцы тупо тырили, чтобы сдать за деньги. Тогда же украли электрический кабель, с тех пор станция без электричества.



Всё это бесконечно печально и, увы, уже бесконечно привычно. Но есть во всей этой беспросветности одно явление по-настоящему прекрасное. Это Любовь Григорьевна Березина - начальник коррозионной станции. В этом году исполняется 50 лет, как Любовь Березина работает на северной коррозионной станции. И бросать свою работу, уезжать из Дальних Зеленцов не собирается.

К сожалению, я не успела пообщаться с Любовь Григорьевной во время нашей поездки. Успела ее только сфотографировать. Зато сегодня нашла фильм, снятый телекомпанией ТВ-21 о коррозионной станции и Любови Березиной. Который очень рекомендую всем посмотреть.

В интернете болтается довольно много постов о северной коррозионной станции, но почти во всех них дублируется один и тот же текст, различаются только фотографии - степенью техничности и удачности освещения. Но, по большому счету, ничего нового из этих постов узнать невозможно.

А вот из маленького (8,5 минут) фильма возможно, - и о станции, и о поселке, и о женщине, которая остается верной своему месту и своему делу, несмотря ни на что.

За сим раскланиваюсь и оставляю вас наедине с фильмом.




Север, Дальние Зеленцы

Previous post Next post
Up