Этот пост должен был быть размещён вчера, ко Дню Космонавтики, но получился настолько мрачным (на мой взгляд), что я его перенёс, чтобы не портить хороший праздник.
...попытался вспомнить советскую фантастику в которой человечество поселилось на планете у другой звезды и вспомнил Час Быка. наверное это то исключение что подтверждает правило...
да-да, это именно антитезис к Земле-дому. интеренсое наблюдение у вас получается - я не задумывался о таком. получается что чуть не единственный раз когда в сов.фантастике появляется человечество колонизировавшее другие миры - это подаётся как пример "как не надо делать" сейчас пытаюсь вспомнить и ничего не вспоминается.. бывают фразы "человечество заселило звёзды" но опять - всё действительно важное происходит в таких произведениях вокруг Земли... вот в штатовских многих чуть не скороговоркой порывается с Зкмлёй вообще, общее место - Земля погибла давным давно.
Подумал и вспомнил ещё один пример - Крапивин, «Я иду встречать брата». Там звездолётчики ищут (в том числе и) кислородные планеты, где мог бы жить человек; найти такую планету считается серьёзнейшим достижением. Один из главных эпизодов: найденная планета хотя и с кислородной атмосферой, но там слишком холодно для жизни человека - и экипаж звездолёта тратит топливо, чтобы зажечь «искусственные солнца», которые растопят льды и позволят колонистам поселиться здесь.
Но этот пример с сильной натяжкой. Во-первых, сам процесс колонизации или жизни на других планетах не показан вовсе никак (по некоторым деталям можно даже предположить, что никакой колонизации [пока?] не идёт вовсе, что для неё и близко нет достаточного звёздного флота, а планеты подыскиваются заранее, «впрок»). Во-вторых, само произведение довольно-таки малоизвестное, что косвенно позволяет сделать вывод о предпочтениях читающей публики.
Я благодаря Арестовичу послушала "Час быка" в его начитке и получила огромное удовольствие от того, что Вы называете советской фантастикой. Впервые. Ну, потому что Стругацкие, как по мне - это, скорее, отчётливо несоветская фантастика. Хотя, если вдуматься в "Час быка", то это фантастика не " советская", не "несоветская" а уж прямо и откровенно "антисоветская". За что ей большое большое спасибо.
И Ефремов, и Стругацкие, и Казанцев и прочие - советская фантастика, нравится нам то или нет. Не следует думать, что "советскость" подразумевает единомыслие или идеологическую пропаганду. "Советскость" - это ментальный концепт, который менялся со временем. То, что при Хрущеве считалось просоветским, при Брежневе читалось уже как антисоветское.
Мне кажется, у этого феномена - "приземленная" советская фантастика и "агрессивная" англо-американская - вполне материальные корни.
Писали, конечно, фантастику, но отталкивались от базовых, возможно не осознаваемых установок. Для отечественных фантастов - это тысячелетний деревенский уклад. Помните, были писатели-деревенщики? Это время прощания с Матёрой, время слома болезненного слома деревенскости. Но она оставалась в сознании: есть Дом, там хорошо, даже если плохо. Дом условно свят или как минимум неприкасаем.
Англо-американская фантастика наследует нескольким столетиям неудержимой экспансии. В ней главный герой - ковбой, а цель - дойти до другого океана через дикие индейские земли.
Наверняка были авторы, выбивающиеся из этой схемы. Но литература - коллективный процесс. В нем участвуют и писатель, и читатель. Писатели, которых не читали, потому что читателю неприятны диковатые базовые установки, просто растворились в прошлом.
Ну я бы не сказал, что советская фантастика "приземлённая", а американская "агрессивная". Раздел проходит по другой линии. Для американца родина там, где ему хорошо. Для отчественного индивидуя (не обязательно для русского - еврей, татарин, мордва...) родина там, где родился. "наследует нескольким столетиям неудержимой экспансии" - Ой, да это всё мифы. Русляндия тоже наследует нескольким столетиям неудержимой экспансии, а ментальность другая.
Я же в кавычки приземленность и агрессивность взял. ) Естественно, речь о тенденции, а не о конкретной реализации. Сибиряк Бушков, к примеру, далек от деревенской фантастики.
Массовость - вот в чем дело, имхо. Экспансия Московской России мало затронула деревенский народ. Деревня просто отдавала навсегда рекрутов и продолжала жить своей жизнью. Эта экспансия вообще была объективной, то есть хочешь - не хочешь, а кто-то всех построит на континенте, где нет естественных преград. Альтернатива - бесконечные войны и войнушки буквально за спорный овраг. Не Москва, так Казань, Сарай или Варшава, но кто-то подмял бы остальных. Хотя интересно было бы почитать не "деревенскую", а "казачью" фантастику.
Британская, а затем американская экспансия - это экспансия-экспансия. Романтика открытий, завоеваний, цивилизаторства. Это история массовая, она уже на уровне подкорки. Но у нее есть некоторая альтернатива - французская фантастика. СОгласитесь, своеобразное явление, хотя и сильно захиревшее.
"Деревня просто отдавала" - Дорогй мой, деревня никогда не была целевой группой ни советской ни американской НФ. Никакая деревня нигде не читает фантастику, если не считать Библию. "Хотя интересно было бы почитать не "деревенскую", а "казачью" фантастику." - Ну так почитайте. НФ-роман генерала Краснова "За чертополохом". Он сейчас вполне доступен. 2Романтика открытий, завоеваний, цивилизаторства" - В советской Нф этого добра было полным полно.
Так американцы люди фронтира, конечно для них каждое открытие только ступенька к внешнему миру, а советские в полном соответствии с принципом Сакоку самодостаточные домоседы, идеология всё объяснила, конец истории. Отсюда примитивность воображения, вся Вселенная только дупликат унылого сегоденья.
Американцы - люди фронтира? Не смешно. Большинство американцев не покидает своего квартала и всю жизнь ездит от дома на работу и обратно. И при этом у американцев начисто отсутствует историчность мышления, есть только "сегодня" и "прошлое". Так что ваше объяснение не годится.
Честно говоря аргумент так себе, когда же ещё спасать Мир как не по дороге на работу))
Рывок из рутины и есть основа популярности любой фантастики, хоть американской, хоть советской, только американская без тормозов, а советская не смогла преодолеть свои идеологические психологические оковы, что странно.
Более того, в американской фантастике (Азимов) появляется даже ситуация, когда человечество теряет, забывает местонахождение изначальной Земли, о которой остаются только расплывчатые мифы.
Хм. А вы Исаака Юдовича Азимова который родился под Смоленском, не стесняясь записываете в американскую фантастику и тоже считаете, что «нет тут никакого фронтира»? : )
Ну он же уехал из своего белорусско-еврейского местечка, когда ему было всего три года. И как личность он целиком сформирован уже в США, и являлся стопроцентным американцем. Что, конечно, не мешает некоторым белорусам гордиться тем, что такой писатель родился там, где теперь Беларусь)
Comments 328
наверное это то исключение что подтверждает правило...
Reply
Reply
интеренсое наблюдение у вас получается - я не задумывался о таком.
получается что чуть не единственный раз когда в сов.фантастике появляется человечество колонизировавшее другие миры - это подаётся как пример "как не надо делать"
сейчас пытаюсь вспомнить и ничего не вспоминается.. бывают фразы "человечество заселило звёзды" но опять - всё действительно важное происходит в таких произведениях вокруг Земли...
вот в штатовских многих чуть не скороговоркой порывается с Зкмлёй вообще, общее место - Земля погибла давным давно.
Reply
Но этот пример с сильной натяжкой. Во-первых, сам процесс колонизации или жизни на других планетах не показан вовсе никак (по некоторым деталям можно даже предположить, что никакой колонизации [пока?] не идёт вовсе, что для неё и близко нет достаточного звёздного флота, а планеты подыскиваются заранее, «впрок»). Во-вторых, само произведение довольно-таки малоизвестное, что косвенно позволяет сделать вывод о предпочтениях читающей публики.
Reply
Я благодаря Арестовичу послушала "Час быка" в его начитке и получила огромное удовольствие от того, что Вы называете советской фантастикой. Впервые. Ну, потому что Стругацкие, как по мне - это, скорее, отчётливо несоветская фантастика. Хотя, если вдуматься в "Час быка", то это фантастика не " советская", не "несоветская" а уж прямо и откровенно "антисоветская". За что ей большое большое спасибо.
Reply
то или нет. Не следует думать, что "советскость" подразумевает единомыслие или идеологическую пропаганду. "Советскость" - это ментальный концепт, который менялся со временем. То, что при Хрущеве считалось просоветским, при Брежневе читалось уже как антисоветское.
Reply
Хотела отправить эмотикон "записываю за Вами мысль", а тут он, оказывается, другое означает. )))
Reply
Reply
Писали, конечно, фантастику, но отталкивались от базовых, возможно не осознаваемых установок. Для отечественных фантастов - это тысячелетний деревенский уклад. Помните, были писатели-деревенщики? Это время прощания с Матёрой, время слома болезненного слома деревенскости. Но она оставалась в сознании: есть Дом, там хорошо, даже если плохо. Дом условно свят или как минимум неприкасаем.
Англо-американская фантастика наследует нескольким столетиям неудержимой экспансии. В ней главный герой - ковбой, а цель - дойти до другого океана через дикие индейские земли.
Наверняка были авторы, выбивающиеся из этой схемы. Но литература - коллективный процесс. В нем участвуют и писатель, и читатель. Писатели, которых не читали, потому что читателю неприятны диковатые базовые установки, просто растворились в прошлом.
Reply
Для американца родина там, где ему хорошо. Для отчественного индивидуя (не обязательно для русского - еврей, татарин, мордва...) родина там, где родился.
"наследует нескольким столетиям неудержимой экспансии" - Ой, да это всё мифы. Русляндия тоже наследует нескольким столетиям неудержимой экспансии, а ментальность другая.
Reply
Массовость - вот в чем дело, имхо. Экспансия Московской России мало затронула деревенский народ. Деревня просто отдавала навсегда рекрутов и продолжала жить своей жизнью. Эта экспансия вообще была объективной, то есть хочешь - не хочешь, а кто-то всех построит на континенте, где нет естественных преград. Альтернатива - бесконечные войны и войнушки буквально за спорный овраг. Не Москва, так Казань, Сарай или Варшава, но кто-то подмял бы остальных. Хотя интересно было бы почитать не "деревенскую", а "казачью" фантастику.
Британская, а затем американская экспансия - это экспансия-экспансия. Романтика открытий, завоеваний, цивилизаторства. Это история массовая, она уже на уровне подкорки. Но у нее есть некоторая альтернатива - французская фантастика. СОгласитесь, своеобразное явление, хотя и сильно захиревшее.
Reply
"Хотя интересно было бы почитать не "деревенскую", а "казачью" фантастику." - Ну так почитайте. НФ-роман генерала Краснова "За чертополохом". Он сейчас вполне доступен.
2Романтика открытий, завоеваний, цивилизаторства" - В советской Нф этого добра было полным полно.
Reply
Так американцы люди фронтира, конечно для них каждое открытие только ступенька к внешнему миру, а советские в полном соответствии с принципом Сакоку самодостаточные домоседы, идеология всё объяснила, конец истории. Отсюда примитивность воображения, вся Вселенная только дупликат унылого сегоденья.
Reply
Так что ваше объяснение не годится.
Reply
Честно говоря аргумент так себе, когда же ещё спасать Мир как не по дороге на работу))
Рывок из рутины и есть основа популярности любой фантастики, хоть американской, хоть советской, только американская без тормозов, а советская не смогла преодолеть свои идеологические психологические оковы, что странно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Ну он же уехал из своего белорусско-еврейского местечка, когда ему было всего три года. И как личность он целиком сформирован уже в США, и являлся стопроцентным американцем. Что, конечно, не мешает некоторым белорусам гордиться тем, что такой писатель родился там, где теперь Беларусь)
Reply
Reply
Leave a comment