Что же делать? - как вопрошал в свое время Николай Гаврилыч только без "же" и по другому поводу . Спасибо прот. Николаю Афанасьеву, который "отмотал" назад историю, открыв евхаристическую экклезиологию, как некую норму христианской жизни. Возможно, норму теоретическую. Во всяком случае, не имеющую возможности к воплощению в наше время ни в кафолических церквях, ни в каких-нибудь харизматических. Причина-то проста. Одни христиане остывают быстрее и готовы делегировать все свои полномочия, права, дары, обязанности другим. А потом подбегать к этим другим за умилением и благословением.
Но кстати и евхаристическая экклезиология уже являестя продуктом объективации духовной жизни. О.Георгий Кочетков копнул, на мой взгляд, еще глубже и раскрыл братско-общинную экклезиологию, которая, конечно же, не отрицает евхаристическую, но существенно ее расширяет и углубляет.
Это и жалко, что экклезиологические вопросы мало обсуждаются у нас в церкви. Самые "передовые" священники и миряне, старающиеся жить вместе по-евангелию, как я часто видел, имеют целью некую идеальную евхаристическую и одновременно приходскую общину. Но примеров достижения этой цели никто не видел. Возможно, кто-о таковым видит устроение жизни митр.Антонием Сурожским или еще кем-то?
На мой взгляд поместно-приходская экклезиология - конечный и тупиковый пункт духовной объективации. Дальше пустота -полное расцерковление и обмирщение. Церковь не может устраиваться по географическому принципу, только по личностному. Это залог ее выживаемости и плодоносности. Даже приход митр. Антония развалился (при активном внешнем содействии, конечно) почти сразу после смерти владыки.
Св. Климент Римский призывает - "покоритесь пресвитерам", ... "научитесь покорности" Хорошие призывы к смирению. Словарные определения слова - смиренный это: -"Преисполненный покорности, кротости"; -"Выражающий покорность, кротость". Однако слово "смиренный" производно от //мѣра «мера»//(этимологический словарь русского языка). Вероятно потеря меры и даёт опасный крен. Ведь покорность Богу из благих побуждений св. Климентом меняется на покорность человеку (пресвитеру). Прекрасно, когда пресвитер от Бога, но к сожалению это редкое явление.
Мне кажется, что проблема индивидуализма vs. универсализма (с неизбежной структурированностью) в Церкви несколько кабинетна и рационалистична. Наша вера, посмею напомнить, не "Христоцентрична", а "Троична", т.е. мы верим и даже знаем о вовлеченности всех Лиц Пресвятые Троицы в домостроительство нашего спасения. И как говаривал прп. Сергий Радонежский, именно Пресв. Троица, приоткрывшая нам даже нечто о Своем внутреннем устроении, должна быть для нас образцом, т.е. именно в этом знании и этой грубо говоря "парадигме" мы имеем ориентиры для иерархически-общинного устроения церковной жизни. Не буду углубляться, вы здесь люди начитанные, как я вижу, но тема действительно очень важная, особенно если иметь перед глазами только РПЦ с ее искаженной и еретичествующей экклесиологией
Добавлю, что история возникновения иерархического строя в Церкви являлась темой докторской диссертации новомученика Петра Полянского. Почти идеальное соотношение индивидуальной жизни во Христе и церковной общины (покаяльной семьи) описывал в своем капитальном труде "Древнерусский духовник" С. Смирнов.
Comments 9
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Хорошие призывы к смирению.
Словарные определения слова - смиренный это:
-"Преисполненный покорности, кротости";
-"Выражающий покорность, кротость".
Однако слово "смиренный" производно от //мѣра «мера»//(этимологический словарь русского языка).
Вероятно потеря меры и даёт опасный крен. Ведь покорность Богу из благих побуждений св. Климентом меняется на покорность человеку (пресвитеру). Прекрасно, когда пресвитер от Бога, но к сожалению это редкое явление.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment