Послание к коринфянам св. Климента Римского.

Apr 22, 2014 17:35



Всегда интересен вопрос: каким образом церковь от братской - общинного устройства I века перешла к монархическому епископату, который уже в III веке казался незыблемой церковной традицией? В этой связи очень интересно послание Климента Римского к коринфянам, известный памятник христианской письменности, одно время имевший даже авторитет наравне с каноническими текстами Нового Завета. Интересно сравнить это послание с посланием к коринфянам, но другого атвора, написавшего свое письмо лет за 50 до этого - апостолом Павлом. Поводом для написания данного послания (Климента), как мы видим из текста, явился конфликт между некоторыми членами общины и пресвитерами. В результате чего были низвергнуты некоторые из них (из пресвитеров).

Судя по этому тексту, к концу I началу II века в церкви, по крайней мере в ее западной части, нарастает клерикализация и институционализм (при этом институализация - это естественная вещь при количественном росте общины, сама по себе она не является отрицательным фактором). Пресвитеры все больше выделяются из общины в отдельную категорию верующих (хотя в целом единство общины сохраняется). Если в посланиях Павел ставит пресвитеров в один ряд с другими служениями, при чем пресвитеры не первые в этом ряду, то здесь уже явен примат пресвитеров перед всем остальными. Хотя пресвитеры к тому времени еще избираемое служение, но Климент делает акцент не на их избрание народом, а на их преемственность с апостолами. Здесь начинает зарождаться монархической епископат, который позднее поделит церкви на две части, разница между которыми будет онтологическая: клирики и лаики, где последние не имеют специального посвящения.

Здесь мы видим все предпосылки для подобного развития церковного устройства. Сюда же относятся и аллюзии на Ветхий Завет, где было четкое разделение между священниками и несвященниками, где первые были посредниками между Богом и народом. «А Он в ветхом завете сам установил определенные времена и часы для жертв и священных действий (leitourgiai) и также, где и чрез кого должны быть совершаемы эти действия. Первосвященнику дано свое служение (leitourgia), священникам назначено свое дело (topoV) и на левитов возложены свои должности (diakoniai), мирской человек (laikoV) связан предписаниями для народа (40 гл.). Также не повсюду приносятся жертвы, но только в Иерусалиме и там не на всяком месте, а перед храмом на жертвеннике, после того как жертва будет осмотрена первосвященником и вышеназванными служителями. И в христианстве есть такой же, от Бога и Христа происходящий порядок церковный, и нарушение его тем опаснее для христиан, чем больше дано им ведение в сравнении с религией ветхозаветной (41 гл.)». Мы видим, что уже здесь пресвитеры начинают становиться посредниками между Богом и людьми, как это было в период Ветхого Завета. Учение о всеобщем священстве, которые мы встречаем в апостольский период, постепенно забывается.

Интересно сравнить с апостольским посланием апостола Павла к коринфянам. Климент пишет как лицо, наделенное властью, он повелевает:

Итак, вы, положившие начало возмущению, покоритесь пресвитерам, и примите вразумление к покаянию, преклонив колена сердца своего. Научитесь покорности, отложивши тщеславную и надменную дерзость языка (42).

Павел же все - таки увещевает:
Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
(1Кор.4:14-16)

В конце I века, как мы видим, на Евхаристии благодарение приносит уже только пресвите-епископ.

И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары, будем лишать епископства 44.

Но в целом на тот период превитериум и народ Божий еще представляли одно целое. Хотя все предпосылки для дальнейшего разделения были заложены.

Протопресвитер Николай Афансьев отмечает. «Единство собрания Коринфская церковь сохранила и в конце I века. Об этом свидетельствует Послание Климента Римского: твердейшая и древняя церковь коринфская из-за одного или двух человек возмутилась против пресвитеров (47).

Также мы видим, что служение пресвитера во времена Климента Римского пожизненное.

Почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение (44).

Также в эпоху Климента мы наблюдаем предпосылки для перехода к универсальной экклесиологии, где каждая отдельная община является церковью только в силу принадлежности к универсальной церкви. Это видно из того факта, что римский епископ считает нормальным вмешиваться в дела иной церкви и даже повелевать, что они могут и что не могут делать. Совсем иную картину мы видим в апостольский век. Там, когда возник спор о язычниках в Антиохийской церкви, то первенствующая Иерусалимская церковь не вмешивалась в события, а отвечала только тогда, когда к ней обратились за разрешением спора.

Невозможно предстаивть себе в апостольский век, чтобы какая-нибудь община могла прямо вмешиваться в дела другой и отдавать приказания. Апостолу Павлу приходиться доказывать (!) свое право и призвание быть старшим в коринфской общине! У него нет никаких административных и правовых рычагов. Мы видим, что какие-то люди из церкви, основанной самим Павлом, через какое-то время засомневались в его авторитете.

Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской];
(2Кор.11:22-25)

И Павел вынужден доказывать, что у него есть Божье призвание, что он не самозванец и не по самочинию занимает данное служение. Он это доказывает своим духовным чадам, которых он родил во Христе (можно сейчас представить епископа, который доказывает своей пастве, что он достоин занимать этот сан?). Климент уже никому ничего не доказывает, он просто требует исполнения своего решения.

Почему так произошло - это отдельный разговор. Одно можно сказать, что такое бы Климент не мог себе позволить, если бы не опирался, как минимум, на молчаливое согласие большинства народа Божьего. Церковный люд постепенно делегировал многие свои функции епископату и пресвитериуму. Причины, думаю, понятны: так легче. Да, так теряется свобода, но свободу, как отмечает, Бердяев, мало кто любит, потому что она всегда подразумевает ответственность и нет никаких гарантий стабильности.

Вот и с постепенным снижением градуса духовного напряжения, усиливается разрыв в народе Божьем, постепенно появляются миряне и клирики. Повторюсь, во времена Климента мы наблюдаем только зачатки этого явления, но уже довольно основательные. Обратите внимание, что те, кого Климент обличает, люди очень строгого образа жизни, что отмечает сам Климент. «Если кто тверд в вере, или способен предлагать высшее ведение, или мудр в обсуждении речей, или чист по своим делам, тем более он должен смиряться, чем более кажется великим, и должен искать общей пользы, а не своей» гл. 48. Можно предположить, что наиболее горящие верующие, наиболее усердные в вере сопротивлялись клерикализации, но так как их было меньшинство, то, к сожалению, восторжествовал все-таки административно - правовое устройство церкви.

Конечно, очевидно, что Климент преследовал самые благие намерения, что это не было
проявлением его властолюбия. Начала I первого века - это еще время мучеников, в первых рядах которых стояли епископы, буквально исполнявшие заповедь Христа о любви, и отдававших свою жизнь ради Христа и Церкви. Но нам важно понимать тенденции в развитии церковного устройства, каким образом та или иная традиция появлялась в церкви. Все это крайне важно понимать, чтобы решать современные насущные вопросы церковной жизни, а зачастую реанимации таковой.

вера, христианство

Previous post Next post
Up