Недавно, вернувшись к теме «Пяти доказательств существования Бога», или Quinque Viae Фомы Аквинского, размышлял над возражением Генриха Гентского о том, что может быть бесконечное количество «свободных деятелей».
Напомню, что в «Summa Theologiae» св. Фома отказался от сложного доказательства существования Бога как Неподвижного Двигателя, данного
(
Read more... )
Comments 14
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Здесь в XIII-XIV веках вызвал спор вопрос о том, возможна ли бесконечная цепь причинности
Любое свободное действие - случайное, как что с бесконечной причинностью большие проблемы.
Reply
Reply
Не, я о том, что одной причинностью (как описание взаимосвязи явлений) обойтись не удастся при наличии свободного выбора человека.
Во-вторых, вполне можно помыслить бесконечное количество свободных агентов. Тогда все эти аргументы о свободе ничего не добавляют и не меняют, и приходится возвращаться к аргументу о причинах, классифицированных по родам и видам.
Разве не меняют? Каждый свободный агент это первопричина (это если считать, что причинность вообще существует).
Reply
Отчего же? Мы имеем дело с явлением X и задаёмся вопросом, в чём его причина. Свободный выбор человека тоже может быть причиной для X, как и иное, вынужденное событие.
** Разве не меняют? Каждый свободный агент это первопричина (это если считать, что причинность вообще существует). **
Серьёзно?
Тогда ответьте на такие вопросы: Вы свободный агент -- как вы думаете? И если да, то разве следует отсюда что вы -- первопричина? Разве вы были вечно? Разве не было никогда такого, что вас нет? Если же вы возникли контингентно, то могли и не возникнуть. Следовательно, ваше бытие не безусловно, и мы должны найти его причину, которая вне вас. На самом деле, вы причина, но причина причинённая. А первопричина это непричинённая причина.
Reply
Leave a comment