Фома Аквинский о том, каким образом мыслит отделённая от тела душа

Dec 17, 2015 23:30

В работе De anima, a. 15, ad 9 Аквинат поясняет, что поскольку отделённая от тела душа не имеет органов чувств, которые необходимы человеку для того, чтобы познавать, то она получает уже готовые формы от ангелов. Но её действующий интеллект не материален, остаётся у неё, поэтому понимает эти формы она уже сама.

антропология, Фома Аквинский, теория познания, томизм

Leave a comment

Comments 28

bratbartolo December 18 2015, 00:15:04 UTC
Сейчас читаю Плотина. Он, в "Эннеадах", напрямую выводит, что Душа есть неотъемлемая часть, субстанция Бога. В пору своей активности, она, в виде протуберанца - бифуркации потенциально разносится в пространстве, в активном поиске нового "объекта вселения". В фазе же покоя, она находится в довлеющем собою блаженстве, и не нуждается, по существу, ни в каких формах и образах, (т.е. интеллектуальной подпитке) извне, пока не получит новый импульс - потенцию от Бога.. Поиск ее, выбор нового "объекта" основан, вероятно, на уже сложившихся закономерностях, явно, не "с чистого листа".

Reply


comiter_478 December 18 2015, 09:37:47 UTC
А в других трактатах на эту же тему что говорится?

Reply

alexander_konev December 18 2015, 17:18:27 UTC
У Жильсона есть такой текст:

"Таким образом, иерархический порядок ангелов предстаёт как непрерывная последовательность чистых умов, по которой передаётся от одного конца к другому божественное просвещение. Каждый ангел сообщает непосредственно следующему за ним ангелу знание, полученное им самим свыше, - но сообщает в более частном и дробном виде, согласно воспринимающей способности следующего ангела. В данном случае ангел ведёт себя как учёный наставник, который прямо и непосредственно постигает следствия в лоне начал, однако излагает эти следствия с помощью многочисленных дистинкций, приспосабливая их тем самым к разумению аудитории."

Ссылка на Sum. theol., I, 108, 6, ad Resp

Если у ангелов существует структура передачи "информации" через высшие ступени, то логично было бы предположить, что отделённая душа получает её тем же способом, через цепочку ангелов.

Reply


olgaw December 22 2015, 15:10:17 UTC
Так, наконец нашла время вникнуть в Ваши ссылки по доказательству бессмертия души у Фомы ( ... )

Reply

alexander_konev December 22 2015, 15:46:23 UTC
Именно что мёртвое тело лежит "без формы". Потому что формой было то, что думало и волело, определяло собой деятельность человека. А форму-то и Аристотель понимал как вытекающую из деятельности, а не как внешний контур предмета. Если Вы видите: вот человек, а рядом с ним труп, то Вы уже тем самым определили, что формы у двух наблюдаемых объектов разные.
Те, кто не привык к томистской традиции и терминологии, часто допускают эту ошибку, называя формой то, что определяется внешним видом объекта. Но это не так, и равным образом та же ошибка совершается в отношении материи. Уже в метафизике Аристотеля понятие материи отличается от понятия материи в научном смысле. Как отмечает Ранер в своей книге "Слушатели Слова", для химика, например, материя является некоей вещью, объектом, который можно наблюдать. Но в томистской онтологии она является составляющей частью некоего сущего, она реальна, но её нельзя наблюдать как объект, её нельзя «потрогать».

Reply

olgaw December 24 2015, 14:45:59 UTC
С наступающим Рождеством!
Успехов в богословии, философии и пасторстве.
И во всем остальном
Ответы надеюсь послать позже

Reply

alexander_konev December 24 2015, 14:55:32 UTC
Спасибо, Ольга!

И Вас -- с наступающими!
Да благословит Бог!

Reply


Leave a comment

Up