Некоторые мысли по поводу книги Дональда Фернберна "Учение о Христе и Благодати в ранней Церкви"

Jul 22, 2013 01:04

Интересная работа, основной сюжет которой -- христологическая полемика V века. Метод автора состоит не в формальной постановке вопроса о том, какая позиция предпочтительнее: акцентировать единство личности Христа или подчеркнуть его подлинную человечность. Автор идёт глубже: он рассматривает харитологические основания, стоящие за каждой из позиций ( Read more... )

христология, теология

Leave a comment

Comments 5

два смысла благодати chron_os July 22 2013, 08:49:41 UTC
"Благодать - это лишь помощь Бога, помогающая достичь праведности, нетления, вечной жизни - или это сам Бог".
В 1-м случае Бог трансцендентен, во 2-м, может присутствовать в христианине (Гал. 2:20). Интересно, кого Д. Фернберн видел в этих лагерях. Чистых сторонников, конечно, не было, да и сами понятия были ещё в зачатке. Но, всё-таки, как он разделял по этому признаку первых богословов ?

Reply

Re: два смысла благодати alexander_konev July 22 2013, 18:19:13 UTC
Расклад достаточно простой: первая группа это Феодор Мопсуэстийский, Несторий и "несториане", вторая группа это Кирилл Александрийский, Аполлинарий, и "монофизиты". То есть, по сути, почти полное отражение классического противостояния христологий "Логос-антропос" и "Логос-саркс".
Фернберн проводит интересную исследовательскую работу, выявляя харитологическую мотивацию, стоявшую за христологией. Именно поэтому у него во вторую группу попал Иоанн Кассиан, которого многие исследователи относят к группе, условно говоря, "несторианствующих". Но на самом деле Кассиан, как показывает работа Фернберна, не был систематическим богословом, и хотя часто использовал несторианские формулировки -- тем не менее, почти столь же часто прибегал и к формулам "монофизитским".

Reply


"харитологические основания" chron_os July 23 2013, 07:02:44 UTC
Итак, Фернберн положил в основу рассмотрения (разделения) указанное понимание благодати. Мне кажется, такой подход: "или-или", не вполне продуктивен. В таком разделении ни первый, ни второй путь не способствуют пониманию воплощения. Так и орос IV ВС не разъяснил, а лишь объявил догмат (как известно, не прекратив христологические споры). В понимании благодати, мне кажется, должен существовать некий средний путь между двумя указанными.

Reply

Халкидон alexander_konev October 3 2013, 08:12:15 UTC
Книга Кристофера Били "Unity of Christ" интересно толкует о Халкидонском оросе. Он, согласно автору не только объявил формулу веры, но и вступил в дуалистическую двусмысленность, а благодаря ей стал основой для многих расколов Церкви в последующие столетия.

Reply

Смысл воплощения alexander_konev October 3 2013, 08:15:40 UTC
Мысль автора заключается в том, что "несторианское" понимание благодати вообще де-факто делает бессмысленным Воплощение. Та благодать, которая передаётся благодаря ему, могла бы спокойно передаваться другими способами, как например, передавалась через пророков.

Reply


Leave a comment

Up