Jan 21, 2023 21:34
В коллекции изречений Мартина Лютера, которая называется «Застольные беседы», есть удивительная фраза: «дьяволу нравится красота, ибо он знает, что красота пробуждает в людях склонность ко злу» (Мартин Лютер, Застольные беседы, Одесса 2011, стр. 75). Очень характерная примета номиналистического мышления.
Лютер,
Бог,
красота,
теология
Leave a comment
Comments 16
Reply
Для богословов-номиналистов характерно отрицание любой analogia entis, которая что-то вразумительное и понятное для человеческого мышления говорит о Боге. Номиналисты же, говоря о Боге, всегда делают акцент на его безмерном могуществе и на абсолютной непостижимости его воли. Для них довольно типичны парадоксальные утверждения типа лютеровского тезиса о том, что "в гневе Бога является его милость". Красота, с точки зрения католической "теологии славы", указывает на Бога и даже в некоторой степени являет Бога. Но если Бог абсолютно Иной (не будем сейчас вникать в вопрос о том, каковы в таком случае будут мотивы веры, помимо самой же самообосновывающей веры), то чем будет красота? Если нечто нас привлекает, но не имеет никакого отношения ко спасению, то зачем это? Не путь ли это к обольщению и гибели?
Reply
Понятно, спасибо...
Reply
Reply
Думаю, что любая красота, то есть "красота вообще". Это вполне в стиле того времени, когда абстрактные понятия часто субстантивировали. А ужа красота тем более: она ведь была внесена теологами-францисканцами в список "трансценденталий", то есть неразложимых и изначальных свойств реальности как таковой.
Reply
Интересно, что в древнехристианской и православной аскетике такое отношение тоже встречается.
Reply
Было бы очень интересно уточнить, когда впервые начинает такое отношение встречаться в христианской литературе. Ясно, что ни для мэйнстримной иудейской, ни для платонической традиции это не характерно. Когда и почему это возникло? Тут надо бы поспрашивать историков Церкви, специализированно читающих ранних христианских авторов.
Reply
осталось понять, что имел М.Л. ввиду под "красотой"
например, красоты природы как раз наоборот, побуждает к добру
Reply
Да, мне также интересно, что Лютер имел в виду под красотой в данном контексте.
Reply
Тут можно вспомнить, что Лютер говорил об Оккаме: "dilectus magister meus". То есть, интеллектуальная формация Лютера проходила под знаком номинализма. А номинализм ни в каком виде не принимает analogia entis. То есть, это значит, что понятие красоты вообще не может быть отнесено к Богу. Если же это не от Бога, а так сильно привлекает, то откуда это?
Reply
Вспомнил, что я читал, что Лютер критиковал Коперника. Вы не знаете, будет ли разница с точки зрения номинализма между "Солнце вращается вокруг Земли" и "Земля вращается вокруг Солнца"? Или в данном случае абстрактные понятия в данном случае не используются?
Reply
Reply
Leave a comment