Роль Франсиско Суареса в понимании Э. Жильсона и М. Хайдеггера

Feb 19, 2010 16:35

(мысли, возникающие в процессе чтения книги Джона Капуто «Хайдеггер и Аквинат»)

Похоже, что для объяснения радикально различной оценки метафизики Хайдеггером и Жильсоном ключевой является оценка ими роли Суареса.
Для Хайдеггера Суарес стал наиболее адекватным итогом предшествующего ему развития философии. Интересно, что в ранний свой период ( Read more... )

Хайдеггер, Аристотель, Фома Аквинский, Суарес, бытие, метафизика, Дунс Скот, Жильсон

Leave a comment

Comments 6

garbato February 20 2010, 13:51:27 UTC
То, что Суарес - это торжество эссенциализма, очень распространенное мнение, Жильсон ему, конечно, поспособстввал в сильной мере. Но это далеко не так. У Суареса есть такая штука, как aptitudo ad existere, которая вовсе не равнозначна логической непротиворечивости абстрактной сущности. Весь вопрос в том, ставить такой знак равенства или нет. Я считаю, что есть серьезные резоны не ставить, и что это aptitudo у Суареса - вполне "экзистенциальный" момент, если считать экзистенциальной пуповину между абстратной логической сущностью и реальным бытием. Что же касается чисто ментального различия сущности и существования, оно проводится у Суареса на последующем уровне - там, где проходит различение между актуальным существованием или несуществованием сущности, и имеет, если можно так выразиться, категориальный характер: есть существоание - есть, неотличимо от него , и сущность; нет существования - и сущности никакой нет, в том смысле,что нет ее наличного бытия. Aptitudo же принадлежит к собственно трансцендентальному уровню. У Жильсона была ( ... )

Reply

alexander_konev February 21 2010, 20:19:55 UTC
Про Aptitudo ad existere я не в курсе. Знаю только, что он писал в «Метафизических рассуждениях», часть III пункты 12 и 13.

12. Третье мнение состоит в утверждении, что сущность и существование тварного сущего вместе с соответствующим соотношением не различаются реально или по природе вещи как две реальные крайности, но они различаются только в разуме ( ... )

Reply


garbato February 22 2010, 09:21:35 UTC
Что же, давайте разбираться, насколько это позволяет убогий формат ЖЖ-комментариев. Я говорил не о трансцендентальности существования (это абсурд), а о трансцендентальности реального сущего, поскольку оно представляет собой способную к существованию сущность. В II, 4, 12 «Мет. Расс.» сказано: «Сущее… поскольку оно обозначается как имя» (т. е. сущее как таковое) «может в собственном смысле разделяться на сущее в акте и сущее в потенции». След., разделение на сущее в потенции и сущее в акте является последующим по отношению к трансцендентальному понятию сущего как такового и представляет два разных ¬ модуса этого сущего. Те цитаты, которые Вы приводите в своем ответном комментарии, относятся именно к этому последующему членению: сущность+существование либо полное несуществование. Актуальная сущность модифицируется собственным реальным существованием(XXXI, 6. 6). «Существование по отношению к существующей сущности обладает природой акта и имитирует формальную причину» (XXXI, 10, 2). Естественно, эта квази-форма не может реально ( ... )

Reply

alexander_konev February 22 2010, 10:01:29 UTC
Спасибо, Вы объяснили хорошо и понятно. Попробую поискать Суареса из "Игнацианы" в электронном виде.

Проблематичным только кажется, что "Актуальная сущность модифицируется собственным реальным существованием" и понимание существования как квази-формы. Я бы выдвинут такое возражение: формы могут быть многообразны, они имеют различное содержание (выражаясь нетрадиционным языком, они "объёмны", "многомерны"), в то время как существование не имеет внутреннего богатства разнообразного описания, оно "или есть или нет", то есть "бинарно".

Reply


garbato February 22 2010, 10:13:26 UTC
Безусловно, так. Но именно поэтому существоание - лишь "квази"-форма. В отличие от физической формы, с ее содержательной объемностью, существование - "не физический источник причинности,а условие... сущности, спосбной быть историчником причинности" (XXXI, 10, 14). Условие: то есть возможно/невозможно, есть возмодность / нет возможности. В отличие от полноценных физических форм, Суарес называет существование метафизической формой, или модусом (XXXI, 10, 2).

Насколько я знаю, электронного Суареса (самого перевода)в сети нет, хотя у иезуитов в Институте св. Фомы он свободно продается до сих пор. А вот текст введения выложен на личной страничке автора:
http://iph.ras.ru/uplfile/histsc/suschee_i_realwnostw_v_metafizike_fransisko_suaresa.doc

Reply

alexander_konev February 22 2010, 10:24:28 UTC
Спасибо!

Reply


Leave a comment

Up