Я был в заостровском храме на Светлую пасхальную седьмицу 2011. Это был мой первый и пока последний опыт во всей полноте, без всяких редукций и ненужных добавлений ПРАВОСЛАВНОГО, УСТАВНОГО богослужения. Как это отличалось от полу - магической реальности служб обыкновенных приходов, когда молящимся, как правило, предоставлен хороший или плохой концерт хора/хоров на непонятном языке с отдельными возгласами из алтаря и преподанием мира через закрытые врата и задернутую катапитасму. И миллионы людей по всей стране выстаивают тяжелую непонятную, но, конечно же, невероятно благодатную службу, искренне веря, что так и нужно служить Богу. О.Иоанн Привалов на протяжении 20 лет пытался показать, что можно по иному служить, что можно служить по-настоящему. Он пытался показать все богатство православной службы, во всей ее красоте формы и содержания. Больше не будет. И не потому что этому воспрепятствовали богоборцы, атеисты и пр., а из-за своих же собратьев христиан.
Двадцать лет священник самоотверженно служил Богу в Сретенском храме Заостровья. И не только богослужение было достоянием этого прихода. На нем были настоящие общины, общины состоящие из людей, прошедших длительную катехизацию. То о чем начали активно говорить только в последние годы, со времени интронизации патриарха Кирилла, этим о. Иоанн занимается уже на протяжении 20 лет. Настоящие деятельные общины, состоящие из сотен человек, которые полностью сами содержали и поддерживали храм, осуществляли служение в нем, активно занимались миссией, духовным просвещением, делами милосердия... Двадцать лет о.Иоанн и его община служили Богу и Церкви, занимаясь миссией и катехизацией, культурным просвещением, как вдруг оказалось, что Заостровский приход - это тоталитарная секта, которая просто выгоняла людей из храма! Люди из ближайших домов с плачем умоляли дать им помолиться в храме, причаститься. Но злобные сектанты без всякий жалости просто прогоняли их вон, считая христианами второго сорта! Интеллигентнейшей человек о.Иоанн, друг Ольги Седаковой, Сергея Юрского оказывается просто каким -то сатрапом, калечащим души и жизни людей!
Какая нелепая картина! Вдруг оказались сотни возмущенных людей, подписавших донос против о. Иоанна (правда, никто этих подписей так и не предъявил), и, конечно же, владыка не мог не среагировать на просьбы и возмущение масс! Вам это ничего не напоминает? Я не жил в этих реалиях, но для меня словно оживает то, о чем читал у Солженицына, Шаламова, Демидова и др. Обличение врага, который долгое время с скрывался под личиной доброго пастыря, возмущенная общественность, требующего справедливого суда над вредителем. Присылают парторга из Москвы, который тут же ловко изобличает, закравшихся агентов госдепа… И, наконец, мудрый и рассудительный, а главное, милосердный начальник дает шанс исправится западному наймиту и врагу народа, пройти «перековку», как говорили в сов. концлагерях. Так и хочется воскликнуть, что дело Ленина - Сталина живо! Только сейчас оно спряталось за церковную ограду.
А прихода нет. То, чему посвящено было 20 лет жизни, забрали в одночасье. Конечно же, община останется. Церковь не в бревнах, а в ребрах, как гласит старая поговорка. Просто не будет такого живого и деятельного прихода. Члены братства будут вынуждены ходить в другие храмы, за что тоже, конечно, слава Богу. Но храма, где они могли бы не только собираться, но и нести за него ответственность у них не будет
Посмотрим, как в храм, откуда выгнали нетерпимых сектантов, наполнится толпами верующих из ближайших деревень, которые, наконец, дождались возможности помолиться и причаститься, возможности, которой их лишали эти «злобные кочетковцы». Сейчас то церковная жизнь зацветет! Владыка, лично, наверное, возьмется за оглашение тысяч, ринувшихся на приход, освобожденный от «обновленцев» и «модернистов».
Это не единственный пример разорения настоящего живого прихода в нашей Церкви... Можно вспомнить приход о. Павла Адельгейма, о. Геннадия Фаста и много приходов, про которые широкая общественность так и не узнала, много священников, которые пытались что - то реальное сделать для Бога, для людей, но были отправлены в запрет, подверглись гонениям и пр.
Участь о. Иоанна решало собрание клириков во главе с митрополитом! Но скажите, а почему на это собрание не пригласили членов прихода? Почему судьбу прихода решали люди, которые НИЧЕГО не сделали для него, а сотни тех, кто многие годы там служил Богу и людям не были приглашены на это суд!? Хорошо, нашлись те, кто был обижен на о.Иоанна и его прихожан, ну а почему самих прихожан никто не спросил, почему о них никто не подумал? Почему судьба прихода решается без прихожан!? Это нонсенс, которые стал нормой.
Здесь вина не только клира и архиерея. Вина и всех тех мирян, которые не разобравшись, что к чему, с криком и улюлюканием присоединились к шельмованию и обличению «врагов Церкви». Это оказалось очень удобной альтернативой воплощению Евангелия в Своей жизни. Создается иллюзия какой - то духовной активности. Но никто при этом не догадывается, что настоящим врагом Церкви в этот момент является именно он. Что снова и снова распинается Христос, а толпа дружно кричит: распни Его, распни, считая, что так она проявляет свое подлинное благочестие. И здесь как никогда подходят слова архимандрита Сергия (Савельева) исповедника веры, которые он написал еще в советские годы, но которыми являются по истине пророческими. «Меня смущает другое. Меня смущает опасность, что в среду истинных христиан со светлым во Христе разумом и со всепрощающей любовью будут проникать люди, для которых познание Христа в духе и истине чуждо. О таких, именующих себя христианами, приходится часто слышать. Они всех учат, со всеми сражаются, всех осуждают, и кладут сотни земных поклонов, полагая, что уж этим-то угождают Богу. Эти люди опасны. Они составляют наиболее шумливую часть прихожан, посещающих церкви, и служат большой помехой истинному служению христианина. Они, пожалуй, самая надежная опора тех, кто управляет официальной церковью. Отстраните их от себя. А если они все-таки будут стремиться быть с вами, то поставьте их на должное место, чтобы они не шумели. Осуждать подобных "ревнителей" церкви не следует, потому что никто никогда их не воспитывал духовно и не разъяснял им, что такое муть церковная и в чем заключается существо нашей православной веры. Но, не осуждая, допускать их в свою среду, как определяющих жизнь христианской общины и при этом мешающих созиданию храма Божьего, не следует».
Напоследок хотелось бы вспомнить слова еще одного мученика и исповедника веры из «далеких палестин».
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете».
(Матф.23:13)