Можно выделить три основные темы, которые чаще всего звучат от лица церковных деятелей: духовно - нравственные ценности, патриотизм, демография. В принципе, последние два пункта являются, как правило, подпунктами первого, но их можно выделить отдельно для большей наглядности. Давайте начнем с первого, как самого главного и центрального, потом рассмотрим и остальные.
Я посещал православные конференции, семинары, все они, как правило, идут под названием (в различных вариациях) «духовно - нравственные ценности». Если по телевизору показывают священника, то он обычно говорит о нравственном упадке современного общества и о необходимости восстановления морали, возрождая для этого традиции благочестивых предков, которые, как известно, были очень нравственными (правда, духовно - нравственные ценности не помешали нашим предкам расстреливать священников, верующих, взрывать храмы и пр.). И вот однажды я слушаю подобное выступление. И мне очень нравиться. Готов подписаться под любым словом. Священнослужитель говорил абсолютно правильные вещи: о духовно - нравственных ценностях, как основе жизни человека, общества, страны, о том, что эти ценности являются главным залогом нормального развития и жизни всего народа. Разве с этим можно поспорить? Все абсолютно верно. Думаю, под этим распишется представитель любой религии, любых взглядов (ну, за исключением каких - то маргинальных групп, отрицающих всякую мораль; но, как правило, те, кто отрицают общепринятую мораль, создают свою, которой обычно придерживаются с большим фанатизмом). Но вот в этом - то оказывается и проблема! Получается, что эти вещи с таким же успехом мог говорить мусульманин, иудей, буддист или просто добропорядочный атеист! Почему же мы тогда называем это слово христианским? Только потому, что это говорит представитель христианской церкви? Разве христианская проповедь об этом или только об этом? А о чем вообще должна быть христианская проповедь?
Чтобы ответить на все эти вопросы обратимся к одному из самых великих миссионеров христианства апостолу Павлу. Тем более, та среда, в которой проповедовал Павел, гораздо ближе к нашей действительности, чем Византия или Русь Средневековья. Об этом еще в 90 - ые годы писал и говорил диакон Андрей Кураев, называя нашу страну с 75% крещеных в православной церкви людьми, страной практикующего язычества.
Начнем с первого пункта - проповеди о духовно - нравственных ценностях. Мы уже сказали о том, что важность морали и нравственности видят люди абсолютно разных убеждений и взглядов. В Римской империи I века это тоже прекрасно понимали. Любой нормальный правитель осознавал: чтобы была сильна экономика, боеспособная армия, необходимо общество, придерживающееся определенных моральных норм. Правители сами могут эти нормы не соблюдать, жить развратной и распущенной жизнью, но, если в них еще полностью не притуплено чувство самосохранения, то они понимают, что если так будет жить все общество, то вскорости плохо будет всем и им в первую очередь. Именно поэтому гонения на христиан очень часто были связаны с… борьбой за духовно - нравственные ценности! Это может показаться парадоксом, но самые ожесточенные гонения были в период правления лучших императоров, которые очень заботились, прежде всего, о духовно - нравственных ценностях, понимая, что это является одной из основ существования и величия государства! Марк Аврелий, Траян, Деций, Диоклетиан были выдающимися императорами, искренне трудились ради благосостояния империи и видели именно в христианах угрозу стране и обществу, в том числе как людей ниспровергающих традиционную мораль и нравственность. Христианство явилось отрицанием всех устоявшихся норм, традиций благочестивых предков. Это касалось не только религии, но и государства, быта, семьи, нравов. Например, считалось, что христиане устраивают дикие сексуальные оргии. Все знали, что собрания христиан называют «агапэ», что значит любовь, проводят они эти собрания тайно ото всех, при этом еще члены этих собраний называют друг друга братьями и сестрами. Так что к сексуальной оргии можно еще добавить инцест. К тому же в первые века ходил слух, что последователи Иисуса во время своих оргий едят человеческое мясо. Еще бы хотелось добавить, об обвинениях в несанкционированных собраниях, в непочитании и кощунстве по отношению к святыням. Римская империя всегда боролась с магами и волшебниками (современные экстрасенсы), в языческой империи еще задолго до христианской инквизиции их сжигали на костре. На костер за волшебство довольно часто отправлялись и христиане, так как язычники считали, что они исцеляют болезни и изгоняют бесов с помощью магии. Так что первые три века христианство было между обществом и государством, как между молотом и наковальней. И при этом одним из мощных обвинений было обвинение в безнравственности и аморальном поведении.
Так что римское государство имело четкое представление о морали и ее необходимости для жизни государства и народа. Поэтому, если бы Павел стал проповедовать о духовно - нравственных ценностях, то его, скорее всего, приняли бы за какого - нибудь римского чиновника.
Но кто - то может сказать, что все эта государственная мораль имеет мало отношения к подлинной. Хорошо, тогда обратимся к властителям умов и сердец того времени - философам. Аристотель, который считал, что каждый человек должен стремиться к счастью, и что счастье каждого человека - это исполнение своего призвания, говорил, что этого невозможно добиться без добродетелей, безупречной нравственности, борьбы со страстями и пороками, гнездящимися в сердце. Еще задолго до Аристотеля Сократ сражался с Софистами, обосновывая незыблемость и необходимость морали. Эпикур провозглашал, что нельзя добиться счастья и подлинного блаженства без борьбы со страстями. Без этого невозможно достичь подлинного наслаждения. Стоики презрительно относились к христианам. Они считали, что главное для человека исполнить свое предназначение, свой долг абсолютно независимо от того, что им это сулит. Они видели в христианских обещаниях блаженства вечной жизни, что - то корыстное и низкое. Поэтому в данном контексте христианина, проповедующего о духовно - нравственных ценностях, в лучшем случае приняли бы за одного из представителей многочисленных философских течений.
Так о чем же тогда проповедовали первые христиане, в частности апостол Павел? Может, вы представляете Павла или другого апостола в одном из городов Римской империи, который перед собравшимися язычниками обличает их в безнравственности, в распущенности, пытается организовать митинг против гомосексуалистов, требует закрытия публичных домов? Думаю, такое трудно представить. Тем более Писание говорит нам о другом.
Вот проповедь апостола Петра.
И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
(Деян.10:42-44)
А это уже Павел
И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.
(Деян.13:32,33)
Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
(Деян.13:38)
А вот тут напрямую книга Деяний говорит нам, о чем говорил язычникам апостол Филипп.
Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
(Деян.8:12)
И снова ни слова о морали и нравственности!
Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.
(Деян.20:24)
Но кто - то может сказать, что как же! Есть в Писании у того же апостола Павла обличение безнравтсвенности и распущенности язычников! Я не буду спорить - есть, конечно.
Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
(Рим.1:29,30)
Но тут принципиально важно понимать, кому это говорилось! Мы специально в качестве примера проповеди язычникам взяли книгу Деяний. А вот в посланиях апостол напрямую обращается уже к членам церкви, к своим. В другом месте Павел говорит.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал.5:19-21)
Так что получается, что об этике, о нравственных началах Павел говорит уже обратившимся, уже верующим христианам. Может, они еще не до конца утвержденные, может, они еще только в начале пути, но их уже можно назвать христианами, потому что они уверовали в Христа Иисуса. Внешним же, неверующим преподносилась Радостная Весть о Господе Иисусе, распятом и воскресшем.
Думаю, что такая закономерность вполне очевидна. Чтобы научать и назидать человека, и чтобы при этом человек смотрел на тебя ни как на морализатора, менторским тоном учащего, как жить, нужно чтобы у этого человека было к тебе доверие и уважение, чтобы ты занимал какое-то общее пространство, в котором он считал бы тебя более мудрым и знающим. Возьмем пример подростков. Они могут абсолютно не воспринимать учителей и родителей, считая всю мораль, что им читают каждый день, ненужным занудством, навязанным откуда - то сверху, и будут нарушать нормы этой морали просто из чувства протеста. Но совсем другое дело внутри подростковой кампании. Там, как правило, складывается своя мораль, свой лидер, который следит за исполнением внутригрупповой этики вместе с остальными членами группы. Почему же в первом случае подростки активно противостоят каким-то ценностям, во втором фанатично им следуют? Просто потому, что в случае группы, они верят и доверяют лидеру, он для них авторитет. И им ценно само данное общество, они разделяют его ценностные установки, главную идею. Педагоги тоже знают (по крайней мере, я надеюсь, что знают), для того, чтобы дети тебя слушались нужно завоевать их уважение, стать для них авторитетом. Иначе они будут, в лучшем случае, подчиняться силе, а педагога воспринимать просто как ненавистную власть, которую нужно ниспровергнуть при первой же возможности, и какой можно не подчиняться при любом удобном для этого случае.
А теперь давайте этот пример рассмотрим уже применительно к нашей теме. Вот живет народ, думает или не думает, о том, как правильно себя вести. Тут появляется с важным видом учитель в длинной черной одежде, как правило, с бородой, и начинает менторским тоном обличать всех и вся, а потом поучать, как надо жить, что делать. Думаю, даже те, кто изначально положительно относился к данному «учителю», через некоторое время почувствуют желание от него дистанцироваться. Те же, кто сразу был скептически настроен, еще больше убедятся в своих самых худших подозрениях по поводу данного института, который представляет "учитель" и самого "учителя".
Так о чем же проповедовали апостолы, и о чем должна сейчас проповедовать церковь, считая себя прямой продолжательницей апостольской традиции, называясь церковью апостольской? Мы привели цитаты из Писания, но сейчас для большинства из нас они требуют расшифровки и истолкования. Многие фразы превратились в религиозные штампы и термины, за которыми очень часто люди не слышат живого содержания. Но для людей I века эти слова еще не стали благочестивой риторикой. При их слушании возникал определений ассоциативный ряд, довольно разнящийся с нашим, возникающим, когда мы слышим эти же слова и фразы. Возьмем ключевые понятия, которыми оперировал Павел: Спаситель, Господь, Христос, Сын Божий, Евангелие. Если вы все эти слова произнесете пред жителем римской империи I века, то у него сразу возникнет четкий образ! И это образ…кесаря! Римского императора! Это все его официальные титулы! Кесарь - спаситель, потому что он спасает народ от врагов, от всяких политических и экономических неурядиц. Естественно, он господин и владыка. Ну, и человек, такого ранга, конечно же, не может быть просто человеком, он не простой смертный, он сын богов, сын божий. Фигура кесаря обожествлялась, существовал государственный культ, которому поклоняться должны были все жители империи, если они не хотели перейти в разряд врагов Рима. Евангелие (греч. евангелион) - это термином обычно называли новость о восшествии на престол нового кесаря. Межцарствие всегда очень опасный период для любой страны. Активизируются внешние враги, обостряются внутренние противоречия, есть угроза, как гражданской войны, так и иностранной интервенции. И вот она радостная весть! Новый кесарь воцарился! Значит, мир и благоденствие пребудут в империи, значит, все враги, будут снова повержены, Рим прославлен!
И вот тут появляется какой- то еврейский проповедник, который начинает утверждать, что подлинный Спаситель, Господин, Сын Божий - это не кесарь. Кесарь в данном случае просто самозванец, который претендует на титулы, которые ему не принадлежат! И вот этот еврейский проповедник утверждает, что подлинный Владыка - Иисус из Назарета, города в отдаленной римской провинции! Иисус, который был распят римскими властями, но которого Бог воскресил на третий день! Н.Т. Райт пишет, что мы привыкли воспринимать «Иисус Христос», как имя собственное. Иисус - имя, Христос - фамилия. Такое восприятие сложилось в церкви довольно рано. Но важно помнить, что Христос - это не имя. Это титул. И поэтому Иисус Христос правильно будет перевести, как Царь Иисус. Именно так понимали это словосочетание в апостольский период. Но если Царь - Иисус, то кесарь - нет. И не надо удивляться после этого, почему Павел провел треть своей жизни в тюрьме, окончил свою жизнь на плахе. Любая власть очень не любит тех, кто указывает ей на ее истинное место. Так что же через благовестие Царства провозглашал Павел? Что подлинный Владыка мира, Его Творец - Бог Авраама, Исаака и Иакова. И Он Бог не только иудеев, но и язычников. Он призывает всех в Свое Царство, даруя спасения от зла и порабощения этого мира. Он дарует подлинный мир и благоденствие. Кесарь - лжец, он создает лишь иллюзию благой жизни, но сам Кесарь ничего не может сделать с главным врагом - грехом и смертью. Бог же возвращается в мир, в мир который когда - то Его отринул, который предпочел жить самостоятельно. Он возвращается и спасает мир от той тьмы, в которую он погрузился. И это спасение мира Бог осуществляет через Своего Посланника, Мессию - Иисуса, которого Он помазывает на Царство, в Ком и через Кого он осуществляет Свое Царство, призывая всех стать его участниками, в Ком Он сам является в наш мир. Царство кесаря пыталось уничтожить Иисуса, распяв на кресте. Но Бог воскресил Его из мертвых, тем самым, провозгласив победу над всеми врагами, над дьяволом, над смертью. Все силы зла и ада оказались не властны над Сыном Божьим! Какой кесарь способен на такое? Таким образом, было провозглашено Царство Бога во главе с Царем Иисусом. И в это Царство призваны войти все люди. Это Царство любви и свободы, где нет никаких разделений: ни расовых, ни социальных, где все его участники возводятся в царское достоинство, становятся царями и священниками, приглашаются на Царский пир вместе с Владыкой Иисусом. Если с кесарем за одним столом могла сидеть только избранная верхушка общества, то теперь Царь Иисус присутствует в каждом собрании, что собирается ради Него, через Святого Духа. Все удостоены равной чести преломлять хлеб с Владыкой. Но как Царство любви, как Царство свободы оно не может быть привнесено насильно или формально продекларировано. Оно требует личностного и творческого акта вхождения. И царство кесаря не будет спокойно смотреть на то, как Царство Божие расширяет свои границы. Как и в случае с Иисусом кесарь и его приспешники сделают все, чтобы воспрепятствовать Царству Божьему явиться на земле, как и на небе. Но у христиан теперь есть сила побеждать зло, побеждать тьму. Это сила Христова Воскресения, сила любви. Но любви крестной, жертвы крестной. И первые века христианства окрашены кровью мучеников, которые ею искупали грехи и зло своих мучителей, которые через крест свидетельствовали о Христе, о Царстве Небесном. Как мы видим, проповедь ранних христиан включала все стороны жизни человека: социальную, политическую, духовную. Разделение реальности на политическую и религиозную - это наследие эпохи Просвещения. В I веке никому бы и в голову не пришло разделять политику и религию. Для еврея и эллина они были тесно связаны и переплетены. Религия в Римской империи вообще считалась сугубо государственным делом, и Рим внимательно наблюдал за всем, что происходит в данной плоскости. Вот это и есть приблизительный набросок того, что могли услышать язычники от христианских проповедников I века.
Мне могут возразить, видя такое противопоставление царства кесаря Царства Божия, что я рисую христиан некими бунтовщиками, возмутителями спокойствия, революционерами. Нет! Христиане никогда не были революционерами в привычном смысле этого слова. Иисус был против любого насильственного действия.
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
(Матф.26:52)
В Палестине того времени было очень много организаций, выступающих за священную войну с язычниками. Но Иисус принципиально отвергал этот путь и более того, говорил, что этот путь приведет Израиль к катастрофе. Что и произошло при иудейской войне 66-70 гг.
Более того, Иисус не отвергает того, что у кесаря есть право на власть.
Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
(Иоан.19:11)
И в других местах Писания мы читаем.
Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
(1Пет.2:13)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
(Рим.13:1,2)
И эти слова никак не входят в противоречие с Благовестием Царя Иисуса. Думаю, они специально были сказаны, так как многие христиане могли понять провозглашение Иисуса Царем, как призыв к каким-то революционным действиям, к свержению власти кесаря. Но апостолы утверждали, что у кесаря тоже есть своя функция и предназначение в этом мире. До того, как Христос воцарится окончательно, и Царство Божие водворится во всей Вселенной, нужно как - то ограничивать то зло, что существует в падшем мире. Необходимо, чтобы хаос и тьма окончательно не поглотили землю. И вот у властителей мира сего именно такая функция, поддерживать мир в относительном порядке, сдерживать распад. Можно привести такую аналогию: кесарь - это завхоз, а Бог - президент компании. Завхоз занимается выдачей порошков техническому персоналу, но порою ему так хочется быть президентом, что он ведет себя так, как будто это его компания, и вообще она существует только из-за него и ради него. И, конечно, сотруднику, намекнувшему «всемогущему» завхозу, что тут главный то на самом деле не он, очень не поздоровится. Но все дело в том, что все институты мира сего, будь это тирания или западная демократия, в конечном счете, стремятся обожествить себя и занять место, которое приличествует только Богу. Любая государственная система, какая бы она хорошая не была, в своем логическом развитии стремится поработить человека. И вот тут задача христианского благовестия напоминать снова и снова, в том числе и властям, кто подлинный Владыка мира, перед которым даст ответ и кесарь и крестьянин.
Да, христиане призваны к тому, чтобы возвещать Царство Небесное, призывать всех уверовать и принять Иисуса из Назарета своим Царем. Да, Царство Божие должно прийти с Небес на Землю и соединить две реальности. На земле должен установиться новый мировой порядок. Но этот новый мировой порядок устанавливается не при помощи меча, политических технологий, социальных переворотов. Программой движения Иисуса, ее уставом, если хотите, является Нагорная проповедь. Царство Божие привносится в мир через кротость и милосердие, через сострадательную любовь. Провозвестники Царства должны понести все удары, которые на них обрушит царство кесаря и преодолеть все своей любовью. И в этом не слабость, а наоборот, невероятная сила, сила воскресной любви, преодолевающей смерть. Вся злоба и агрессия царства кесаря - это и есть проявление болезни и бессилия. Весь мир не может ничего сделать с одним только верным учеником Христа, готовым идти за Ним до конца.
Потому христиан так боялось государство. Боялось их на самом деле гораздо больше, чем бунтовщиков и мятежников. И правильно делало, что боялось. Потому что революционеры в глубине сродни с тем режимом, с которым борются. Любые повстанцы, сметающие одну власть, создают свою. Царство кесаря остается жить, меняются только формы. Но Царство Божие сметает само царство кесаря, оно преображает, изменяет самую суть мироустройства, космоса. Любое государство в своей основе - институт, основанный на насилии и принуждении. Царство же Божие основывается на любви и свободе, которую и несут в мир ученики Христа. Через них Христос становится Владыкой мира, и любовь Отца покрывает всю грешную несчастную землю.
Вот что, как нам кажется, должно лежать в основе проповеди современной церкви в России. Церкви нужно провозгласить, что подлинный Владыка это не Путин, не Газпром, не Барак Обама, не директор компании, в которой вы работаете, а Бог, открывающийся нам во Христе Иисусе, распятом и воскресшем. Церковь должна говорить, что спасение для россиян не в демократии и коммунизме, не в «сильной руке», не, простите меня, пожалуйста, в православном царе, а в Господе Иисусе Христе, нашем Боге и Спасителе. Церковь должна провозглашать, что все земные царства уйдут в ничто, что мы должны, прежде всего, строить не коммунизм, ни демократию, а Царство Божие. Что нет смысла всю жизнь работать на ипотеку, потому что большую часть нашего земного времени мы проведем в могиле. Что всей стране, всем людям необходимо покаяние. Глубокое подлинное покаяние. И больше всего это покаяние необходимо церкви. Она должна возглавить покаянное движение. Да, Церковь, как тело Христово свято, и оно не нуждается в покаянии. Но мы члены церкви, очень даже нуждаемся. Как Иоанн Предтеча и Иисус призывали израильский народ к покаянию, так и нас православных нужно призывать сейчас к покаянию и очищению. И тогда за нами последует весь остальной многострадальный народ, как никакой другой нуждающийся в очистительном действии благодати Божьей. Христос не посчитал недостойным принять крещение покаяния вместе с грешными членами народа израильского. Также и мы, члены церкви: миряне, клир - должны сами явить своей жизнью это покаяние. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие! Эти слова снова должны зазвучать, но уже не в Израиле, а в России. Мы не должны занимать фарисейскую позицию наставников всего народа, обличающих «во грехах родившихся», сами, в тоже время, поедая дома вдов и сирот и отвращая людей от Бога и Его правды. Ибо время начаться суду с дома Божия.(1Пет.4:17). Да, этот суд начнется не с кощунников и не с безбожников, а с нас - христиан. И преизбыток зла в нашей стране, в том числе кощунники, безбожники - это, прежде всего, вина не каких - то там врагов, которые, конечно, есть и будут, а нас православных христиан, потому что мы, по словам Господа, очень часто сами не входим и хотящих войти не допускаем (Матф.23:13).
Как редко такие слова звучат с амвонов и кафедр РПЦ. Нельзя сказать, что они совсем не звучат. Но эти голоса, как правило, очень редки и одиноки. Зато грозные окрики «хранителей традиций благочестивых предков», фарисеев и садуккеев нашего времени, звучат очень громко и дружно. Но мы не должны отчаиваться, напротив должны верить, что Бог хранит святой остаток. И какая бы тяжелая ситуация в церкви, стране не была, всегда остаются те, кто не преклонил свои колена перед Ваалом. И мы не должны бояться участи пророков, которых побивали камнями и гнали свои же, потому что у нас есть то, чего не было у пророков. У нас есть Господь Иисус Христос, у нас есть Святой Дух, которым Бог - Отец через Своего Сына присутствует с нами и через нас.
Мы рассмотрели с вами главную тему современной православной проповеди «духовно - нравственные ценности». Попытались взглянуть на нее через призму Писания на столько, на сколько это возможно в рамках данной статьи. В следующей части мы постараемся рассмотреть следующие из обозначенных нами пунктов: патриотизм.