Древняя мудрость народов Ближнего Востока достаточно уверенно утверждала, что добрые поступки человека находят свою награду уже в его земной жизни, а его грехи наказываются непосредственным и наглядным образом - так, чтобы судьба человека была уроком для других, и учила тому, как нужно достойно и правильно жить. Здесь не очень велика разница не
(
Read more... )
При всем при этом, псалмы, в которых выражена "старая" концепция мудрости, и поныне занимают значительное место в богослужении (православном, во всяком случае). И их приходится уже "на ходу" переинтерпретировать в эсхатологическом смысле.
+++
я вот подумал: весьма затруднительно представить мне, что древние были настолько глупы чтобы не видеть что воздаяние за зло не всегда осуществляется при жизни злодея. Тут ведь может быть так: некто, например псалмопевец, выдаёт желаемое за действительное. То есть когда он говорит что злодея Бог накажет ещё до его смерти - то это он как бы проектирует будущее, как бы магическое действие такое совершает.
Reply
Reply
Мы можем сейчас удивляться: неужели древние были так глупы, что не понимали, что потенциальное бессмертие народа не отвечает на вопрос о смерти человека? А можем и не удивляться, просто приняв к сведению, что тема смерти в древних нормативных рассказах обычно решалась за счёт отсылки к жизни рода. Потомство понималось как гарантия бессмертия в своём роде.
+++
Как раз этому мы не должны удивляться. Такое представление (жизнь ради рода) распространено и сейчас. Например коммунизм был на нём построен: жить ради светлого будущего новых поколений. И все атеисты сейчас, а их сейчас ведь много, по сути, пусть и не эксплицитно, подразумевают именно этот смысл жизни: ради детей (или некоторые даже так: ради страны, ради народа), то есть ради рода.
Reply
Reply
То, что часто повторяется, становится базовым рассказом общества. Этот рассказ играет не только информативную но и перформативную роль.
+++
Тут мне видится два возможных возражения:
1. Не факт, что повторяющееся в псалмах повторялось и в обыденной повседневной жизни тех людей. Так же как и у нас эти две сферы разделены.
2. Повторяемое хоть и форматирует, но не на 100%. Предположу, всегда остаётся зазор между повторяемым (=провозглашаемым), и тем что мыслится на самом деле, тем что подразумевается.
Reply
Reply
Reply
Собственно, даже не магическое, а молитвенное - молится о том, чтобы Бог проявил справедливость.
+++
Ну всё-таки молитвенное, мне так казалось, это когда человек просит о чём-то, чтобы что-то произошло. А в рассматриваемом случае речь идёт о желаемом как о заведомо исполнящемся событии.
По трём пунктам - да, всё так.
Reply
Reply
Leave a comment