Можно ли считать страдание наказанием от Бога?

Aug 27, 2016 15:54

Древняя мудрость народов Ближнего Востока достаточно уверенно утверждала, что добрые поступки человека находят свою награду уже в его земной жизни, а его грехи наказываются непосредственным и наглядным образом - так, чтобы судьба человека была уроком для других, и учила тому, как нужно достойно и правильно жить. Здесь не очень велика разница не ( Read more... )

страдание, теодицея, Иов, теология

Leave a comment

arrenk September 1 2016, 15:58:21 UTC
То есть когда он говорит что злодея Бог накажет ещё до его смерти - то это он как бы проектирует будущее, как бы магическое действие такое совершает.

Собственно, даже не магическое, а молитвенное - молится о том, чтобы Бог проявил справедливость. В принципе, об этом мы можем молиться и сейчас - а отличия, как я их понимаю, сводятся к трем пунктам:
1. В рамках христианской этики гораздо сложнее разделить "грешника и праведника", представление о всеобщей греховности выходит на первый план, как следствие - куда большую значимость получает задача борьбы с собственным грехом, а не с "грешниками".
2. Снижается важность зримого торжества добра - на первый план выходит идея значимости добра самого по себе, безотносительно к последствиям для земного благополучия.
3. Хотя конечное торжество добра остается, оно отодвигается в эсхатологическую перспективу - а многие псалмы, скорее, рассчитывают на более скорое воздаяние, не мгновенное, конечно (что очевидно) - но хотя бы в обозримой перспективе поколений. Да и сама эсхатология, если можно так выразиться, становится в христианстве "более эсхатологичной", более оторванной от земной реальности.

Reply

rechi_k_bogu September 5 2016, 00:19:43 UTC
+++
Собственно, даже не магическое, а молитвенное - молится о том, чтобы Бог проявил справедливость.
+++

Ну всё-таки молитвенное, мне так казалось, это когда человек просит о чём-то, чтобы что-то произошло. А в рассматриваемом случае речь идёт о желаемом как о заведомо исполнящемся событии.

По трём пунктам - да, всё так.

Reply

alexander_konev September 5 2016, 06:52:05 UTC
И не магическое, и не молитвенное, поскольку адресат речи тут не Бог и не сверхъестественные силы, а человек. То есть, имеет значение воспитывающее и наставляющее.

Reply


Leave a comment

Up