Древняя мудрость народов Ближнего Востока достаточно уверенно утверждала, что добрые поступки человека находят свою награду уже в его земной жизни, а его грехи наказываются непосредственным и наглядным образом - так, чтобы судьба человека была уроком для других, и учила тому, как нужно достойно и правильно жить. Здесь не очень велика разница не
(
Read more... )
Собственно, даже не магическое, а молитвенное - молится о том, чтобы Бог проявил справедливость. В принципе, об этом мы можем молиться и сейчас - а отличия, как я их понимаю, сводятся к трем пунктам:
1. В рамках христианской этики гораздо сложнее разделить "грешника и праведника", представление о всеобщей греховности выходит на первый план, как следствие - куда большую значимость получает задача борьбы с собственным грехом, а не с "грешниками".
2. Снижается важность зримого торжества добра - на первый план выходит идея значимости добра самого по себе, безотносительно к последствиям для земного благополучия.
3. Хотя конечное торжество добра остается, оно отодвигается в эсхатологическую перспективу - а многие псалмы, скорее, рассчитывают на более скорое воздаяние, не мгновенное, конечно (что очевидно) - но хотя бы в обозримой перспективе поколений. Да и сама эсхатология, если можно так выразиться, становится в христианстве "более эсхатологичной", более оторванной от земной реальности.
Reply
Собственно, даже не магическое, а молитвенное - молится о том, чтобы Бог проявил справедливость.
+++
Ну всё-таки молитвенное, мне так казалось, это когда человек просит о чём-то, чтобы что-то произошло. А в рассматриваемом случае речь идёт о желаемом как о заведомо исполнящемся событии.
По трём пунктам - да, всё так.
Reply
Reply
Leave a comment