91-я стрелковая из Ачинска: Про командира медсанбата Лопутько

Oct 26, 2017 18:45



Работники Абатской районной больницы, примерно 1934-1936 г.г. Фото из книги А.Везель.

Перед войной в каждой стрелковой дивизии был отдельный медико-санитарный батальон. Не была исключением и 91-я, дислоцировавшаяся в Ачинске. В её состав входил 142-й омсб. Это была самостоятельная воинская часть с собственным командиром. Вот только никак не удавалось мне найти сведения об этом командире. И в целом по 142-му медсанбату установленных персоналий было крайне мало - не более десятка человек, и это при штатной численности батальона 253 человека (51 комначсостава, 46 младшего комсостава и 156 красноармейцев). Но я давно усвоил одно правило: если что-то ищешь, то обязательно найдёшь. Так случилось и с комбатом. Когда мой поиск увенчался успехом, я был, честно говоря, чрезвычайно удивлён, осознав, что ребёнком я однажды лежал в нашей районной больнице, где оказывается будущий командир медсанбата 91-й стрелковой дивизии многие годы был главным врачом. Это при нём построили этот самый стационар и по его инициативе вокруг него посадили деревья, которые в мою там бытность были уже выше крыши. Звали врача Владимир Данилович Лопутько, а возглавлял он районную больницу в Абатске, что находится далеко-далеко от Красноярского края - в Тюменской области. Но пойдём по порядку. Судя по фамилии и по месту рождения, а Владимир Данилович Лопутько родился в Киеве, был он, похоже, украинцем. Родился же в 1902 году. Кем был его отец, мне пока установить не удалось. А вот мама, здесь, к сожалению, в двух разных источниках она именуется в первом случае Верой Алексеевной, во втором - Ксенией Ивановной. Но оба источника единодушны в том, что мама Владимира Даниловича была медсестрой и, как правило, всегда в этом качестве ассистировала сыну при проведении им операций. Он был хирургом, закончившим в 1925 году медицинский факультет Томского университета. Когда и при каких обстоятельствах родившийся в Киеве Владимир Лопутько попал в Сибирь, тоже пока не известно. Но дата окончания университета говорит в пользу версии, что это произошло или ещё до революции, или в ходе Гражданской войны. Гадать пока не будем, но точно известно, что Владимир Данилович,получивший в 1925 году диплом хирурга, уже в следующем 1926 году назначается главным врачом Абатской районной больницы и занимает эту должность в течение последующих десяти лет - до 1936 года. Вот что о нём пишет Анфиса Везель в своей книге "Гордость земли Абатской", только почему-то фамилию через букву "а":
" Особо хочется сказать о главном враче нашей районной больницы В.Д.Лапутько. Талантливый, энергичный, он проработал в районе много лет. Сумел построить больницу-стационар. Старое деревянное здание до сих пор окружают тополя, посаженные руками этого чудо-лекаря.
Он много оперировал. Его бессменным ассистентом была мать Вера Алексеевна. Амбулатория оставалась в старом здании, а терапия, хирургия, гинекология и родильная палата были перенесены в новое помещение.
Владимир Данилович был человеком строгим, хорошо знающим своё дело. Абатчане знали: в ночь-полночь он примет их даже на дому и окажет помощь.
Персонал к этому времени насчитывал более 20 человек.
Частым гостем, другом и советчиком В.Д.Лапутько был врач из Ишима М.М.Прокудаев".
Этой цитатой, к сожалению, и ограничиваются у неё сведения о Владимире Даниловиче. Никаких других данных автор больше не приводит. Но я имею возможность сказать больше. В 1936 году, похоже, благодаря Михаилу Михайловичу Прокудаеву Лопутько переводят в город Ишим заведующим горбольницей. Именно отсюда в марте 1940 года он призывается Ишимским райвоенкоматом в Красную Армию. До августа 1940 года Лопутько проходит военную службу в Ялуторовске, потом его переводят в Тюмень и в ноябре того же года - в Ачинск Красноярского края, где он назначается командиром 142-го отдельного санитарного батальона 91-й стрелковой дивизии.
К 1 июня 1941 года дивизия развёртывается по штатам военного времени и 30 июня в составе 52-го стрелкового корпуса 24-й армии отбывает в действующую армию. Через две недели: 12-13 июля дивизия выгрузилась в Гжатске, 14-го марш в сторону фронта, а ровно через десять дней - 24 июля - первый бой, наступление на Духовщину, закончившееся на другой день практически катастрофой: из 14 тысяч личного состава осталось порядка 8 000. И потом два месяца беспрерывных наступательных боёв, чтобы снова от берега реки Вопь выйти на тот же самый рубеж, до которого дивизия дошла в течение одного дня наступления 24 июля.
2 октября 1941 года начался «Тайфун» - германский вермахт начал наступление. Как раз накануне 91-я дивизия сменила на передовой 166-ю, отведённую на отдых. И её правый фланг попал под главный удар немцев. Отброшенная снова за Вопь, она отступает к Днепру, потом к Вязьме, где её ждёт печально известный «Вяземский котёл». Из него 91-я стрелковая не вышла. Интересующихся могу отослать к книге Льва Лопуховского "Вяземская катастрофа".
9 октября командир медсанбата Лопутько понял, что они в окружении. При попытке выйти из него 12 октября 1941 года в Семлевском районе Смоленской области капитан Лопутько был взят в плен. Но в лагерь военнопленных не попал, а был оставлен немцами в качестве врача в больнице села Семлево.
23 февраля 1943 года советские войска освободили Семлево, а бывший военнопленный капитан Лопутько был направлен в 48-й запасной стрелковый полк (отдельный полк резерва офицерского состава), где был подвергнут фильтрационной проверке. И хотя прошёл проверку по 1-й категории, то есть никаких претензий со стороны СМЕРШа по обстоятельствам пленения и нахождению в плену не было, тем не менее в апреле 1944 года бывший комбат и бывший капитан, высококвалифицированный хирург был направлен для дальнейшего прохождения службы в 11-й отдельный штурмовой батальон на должность рядового санитара, где находился до 28 августа 1944 года, когда вновь был откомандирован теперь уже в 63-й Отдельный полк резерва офицерского состава. И только 17 октября 1944 года Владимир Данилович Лопутько был восстановлен в звании капитана медицинской службы и назначен начальником отделения госпиталя № 218 59-го стрелкового корпуса 3-го Белорусского корпуса. На военной службе находился до лета 1947 года. После демобилизации возвращается в Тюменскую область, где год работает главным врачом Нижнетавдинской районной больницы, а с 1948 по 1951 - главным врачом Исетской районной больницы. Небольшая цитата из статьи "120 лет Исетскому здравоохранению":
" С 1948 по 1950 годы заведовал больницей врач-хирург Владимир Данилович Лопутько . Его жена Мария Васильевна - терапевт, мать Ксения Ивановна - медицинская сестра. Владимир Данилович , первый, кто в нашей больнице применил масочный наркоз" (Вестник здравоохранения Тюменской области, № 11-12(18-19) 2012 г.). Кстати, именно при Владимире Даниловиче в Исетской районной больнице впервые появился рентгеновский аппарат.
В 1951 году Владимир Данилович переезжает в областной центр на должность заведующего станцией переливания крови Тюменской областной больницы. Всё, кажется, складывается благополучно, но...
Если кто-то думает, что органы госбезопасности оставили в покое бывшего военнопленного, прошедшего в конце концов успешно фильтрационную проверку и восстановленного в звании, то глубоко ошибается. Об этом наглядно свидетельствует "Фильтрационное дело В.Д.Лопутько".
Из материалов дела:
" Справка.
Из материалов видно, что на Лопутько в феврале 1947 года отделом контрразведки МГБ 59-го стрелкового корпуса было заведено дело - формуляр № 3345 по окраске "немецкий шпионаж". В июле 1947 года в связи с демобилизацией Лопутько из Советской Армии дело было переслано по месту его жительства и работы, вначале в Нижнетавдинское РО МГБ, затем в Исетское РО МГБ (он работал главврачом и хирургом Нижнетавдинской и Исетской райбольниц), а в декабре 1951 года в связи с его переездом в Тюмень - во 2-й отдел УМГБ, где оно находилось в производстве у руководства отдела (Уралов, Сидоров и Петров). С момента поступления дела в Тюменскую область, оно на оперативный учёт постановлено не было в связи с тем, что жена Лопутько являлась родственницей одного из руководящих работников Тюменского управления МГБ, который имел отношение к делам оперативного учёта, мог бы узнать о заинтересованности органов госбезопасности личностью Лопутько, что было нежелательным, тем более, что разрабатываемый, как видно из материалов, имел с ним общение. По этой причине материалы на Лопутько значились как "дело с компрометирующими материалами", не стоящими на централизованном оперативном учёте в УКГБ..."
Начальник УКГБ при СМ СССР по Тюменской области полковник Северухин наложил следующую резолюцию:
"Этому делу уже 11 лет. Составьте план мероприятий, предусматривающий установление настроения и поведения Лопутько в настоящее время и изучение его деятельности в период оккупации. 20 октября 1958."
Обращает на себя внимание дата - конец 1958 года, а органы госбезопасности всё ещё разрабатывают бывшего комбата на предмет его деятельности в период оккупации в годы войны, отслеживают круг общения или, выражаясь оперативной терминологией, устанавливают связи. А вдруг действительно немецкий шпион?
Только 21 июля 1959 года оперативное дело на Лопутько Владимира Даниловича было прекращено и списано в архив областного управления КГБ.
Источники:
1. Везель А.С. Гордость земли Абатской.- Тюмень: ОАО "Тюменский издательский дом", 2008.
2. Вестник здравоохранения Тюменской области, № 11-12(18-19) 2012.
3. Гольдберг Р.С., Петрушин А.А. Запрещённые солдаты (Неизвестные страницы Великой Отечественной войны). Том 2. Книга 2.- Тюмень: Издательство "Тюменский курьер", 2008.
4. Личная коллекция Беляева А.А.

91 стрелковая дивия, Лопутько Владимир Данилович, Абатская районная больница, 142 отдельный медико-санитарный батальон

Previous post Next post
Up