ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО Д. ТОЛЛИНГЕРОВОЙ

Jan 24, 2021 02:07

Одной из наиболее популярных является разработка известного чешского ученого Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения ( Read more... )

Leave a comment

Comments 7

deep_econom January 24 2021, 00:14:36 UTC
О сущности и содержании понятий теории решения задач и теории обучения решению задач ( ... )

Reply

deep_econom January 24 2021, 00:15:38 UTC
Общее психологическое определение задачи приводится в теории деятельности А.Н. Леонтьевым: задача - это «цель, данная в определенных условиях» [13, с. 249]. Этим определением пользуется С.Л. Рубинштейн и рассматривает задачу как «цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана» [18, с. 369]. Ряд психологов (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский) приводят такое определение задачи: «задача (проблема) - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств» [8, с. 106].

Из приведенных определений следует, что процесс поиска условий для решения задачи составляет сущность мыслительной деятельности, которая, в свою очередь, раскрывается наиболее полно через процесс решения задач. Само же понятие задачи не существует вне мышления. Любой мыслительный процесс, начинаясь с наличия проблемной ситуации, всегда

направлен на разрешение какой-нибудь задачи.

Reply

deep_econom January 24 2021, 00:16:14 UTC
Другой оттенок принимает определение понятия «задача» в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.Л. Гуровой, Я.А. Пономарева.

Так, К.А. Абульханова-Славская рассматривает задачу как «ситуацию, в которой содержится нечто неизвестное, нераскрытое, предполагаемое» [1, с. 66]. В понимании Я.А. Пономарева «задача есть та ситуация, которая определяет действия субъекта, удовлетворяющего потребность путем изменения ситуации» [17, с. 111]. Он подразделяет задачи на мыслительные и немыслительные, приняв за основу характер и результат взаимодействия субъекта с объектом деятельности. Критерием такого выделения у него выступает сам «факт приобретения знаний». У Л.Л. Гуровой понятие задачи идентично понятию цели деятельности и в процессе решения задачи идет поиск субъектом необходимых для ее решения средств, т.е. «задача, в наиболее широком значении этого понятия, означает цель деятельности, при постановке которой субъект не располагает всеми необходимыми для ее достижения средствами» [5, с. 8].

Reply

deep_econom January 24 2021, 00:16:50 UTC
Интересен подход к пониманию понятия «задача» у американского ученого Д. Пойа. Он отмечает, что «задача предполагает необходимость сознательного использования, соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели» [16, с. 143]. Основой содержания задачи у Э.Ф. Эсаулова выступает проблема, т.е. задача является продуктом некоторого анализа лежащей в ее основе проблемы [21, с. 62]. Высказанная ученым позиция несколько сужает определение задачи и в какой-то мере сводит ее только к проблемной ситуации.

Reply


deep_econom January 24 2021, 00:27:15 UTC
Задачный подход в когнитивных науках
Гончаров С.С., Витяев Е.Е., Свириденко Д.И.
http://konfpmfi.omgtu.ru/wp-content/uploads/Гончаров_Омск-Задачный-подход.pdf

Обобщением понятия задача, является понятие Цели. Цель нельзя достичь не имея
критерия её достижения, иначе всегда можно считать, что она уже достигнута. Поэтому
формулировка цели всегда должна сопровождаться определением критерия достижения
цели. Достижение цели дает определенный результат.

Reply


Leave a comment

Up