Одной из наиболее популярных является разработка известного чешского ученого Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения
(
Read more... )
Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Бухарова Галина Дмитриевна
https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-i-soderzhanii-ponyatiy-teorii-resheniya-zadach-i-teorii-obucheniya-resheniyu-zadach
В содержании статьи предлагается, прежде всего, остановиться на рассмотрении таких понятий как «задача», «решение задачи» и «обучение решению задач».
Понятие «задача» в психологии, общей и частных дидактиках.
Задача представляет собой системный объект, основной характеристикой которого является целостность. В.Г. Афанасьев подчеркивает, что «познать целое, целостную систему - это значит отразить в сознании человека в определенных понятиях, категориях, теориях его внутреннюю природу, его характерные черты, стороны, особенности» [2, с. 29-30].
Сущность системного подхода в раскрытии понятия «задача» позволяет рассмотреть данное понятие как объект, предмет и результат познания.
Остановимся подробнее на понятии «задача» в психологии, общей и частных дидактиках.
Reply
Из приведенных определений следует, что процесс поиска условий для решения задачи составляет сущность мыслительной деятельности, которая, в свою очередь, раскрывается наиболее полно через процесс решения задач. Само же понятие задачи не существует вне мышления. Любой мыслительный процесс, начинаясь с наличия проблемной ситуации, всегда
направлен на разрешение какой-нибудь задачи.
Reply
Так, К.А. Абульханова-Славская рассматривает задачу как «ситуацию, в которой содержится нечто неизвестное, нераскрытое, предполагаемое» [1, с. 66]. В понимании Я.А. Пономарева «задача есть та ситуация, которая определяет действия субъекта, удовлетворяющего потребность путем изменения ситуации» [17, с. 111]. Он подразделяет задачи на мыслительные и немыслительные, приняв за основу характер и результат взаимодействия субъекта с объектом деятельности. Критерием такого выделения у него выступает сам «факт приобретения знаний». У Л.Л. Гуровой понятие задачи идентично понятию цели деятельности и в процессе решения задачи идет поиск субъектом необходимых для ее решения средств, т.е. «задача, в наиболее широком значении этого понятия, означает цель деятельности, при постановке которой субъект не располагает всеми необходимыми для ее достижения средствами» [5, с. 8].
Reply
Reply
- во-первых, по А.Н. Леонтьеву, как цель деятельности [13];
- во-вторых, по Г.С. Костюку, как ситуации, требующей от субъекта некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного на основе его связей с известным [11];
- в-третьих, по А. Ньюэллу, как ситуации, требующей от субъекта некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного на основе его связей с известным в условиях, когда субъект не обладает способом этого действия [15].
Такое виденье понятия задачи Баллом не потеряло своего значения и в настоящее время и явилось основанием для выделения трех видов задач: задачи, мыслительной задачи и проблемной задачи. Выделенные виды задач являются соподчиненными, в них учитывается цель деятельности, опыт субъекта и его овладение способом решения задачи.
Reply
Н.А. Менчинская).
Итак, понятие задачи в психологии характеризует направленность и цель деятельности человека, достижение результата которой осуществляется определенными средствами.
Reply
Leave a comment