ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО Д. ТОЛЛИНГЕРОВОЙ

Jan 24, 2021 02:07

Одной из наиболее популярных является разработка известного чешского ученого Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения ( Read more... )

Leave a comment

deep_econom January 24 2021, 00:14:36 UTC
О сущности и содержании понятий теории решения задач и теории обучения решению задач
Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Бухарова Галина Дмитриевна
https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-i-soderzhanii-ponyatiy-teorii-resheniya-zadach-i-teorii-obucheniya-resheniyu-zadach

В содержании статьи предлагается, прежде всего, остановиться на рассмотрении таких понятий как «задача», «решение задачи» и «обучение решению задач».

Понятие «задача» в психологии, общей и частных дидактиках.

Задача представляет собой системный объект, основной характеристикой которого является целостность. В.Г. Афанасьев подчеркивает, что «познать целое, целостную систему - это значит отразить в сознании человека в определенных понятиях, категориях, теориях его внутреннюю природу, его характерные черты, стороны, особенности» [2, с. 29-30].

Сущность системного подхода в раскрытии понятия «задача» позволяет рассмотреть данное понятие как объект, предмет и результат познания.

Остановимся подробнее на понятии «задача» в психологии, общей и частных дидактиках.

Reply

deep_econom January 24 2021, 00:15:38 UTC
Общее психологическое определение задачи приводится в теории деятельности А.Н. Леонтьевым: задача - это «цель, данная в определенных условиях» [13, с. 249]. Этим определением пользуется С.Л. Рубинштейн и рассматривает задачу как «цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана» [18, с. 369]. Ряд психологов (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский) приводят такое определение задачи: «задача (проблема) - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств» [8, с. 106].

Из приведенных определений следует, что процесс поиска условий для решения задачи составляет сущность мыслительной деятельности, которая, в свою очередь, раскрывается наиболее полно через процесс решения задач. Само же понятие задачи не существует вне мышления. Любой мыслительный процесс, начинаясь с наличия проблемной ситуации, всегда

направлен на разрешение какой-нибудь задачи.

Reply

deep_econom January 24 2021, 00:16:14 UTC
Другой оттенок принимает определение понятия «задача» в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.Л. Гуровой, Я.А. Пономарева.

Так, К.А. Абульханова-Славская рассматривает задачу как «ситуацию, в которой содержится нечто неизвестное, нераскрытое, предполагаемое» [1, с. 66]. В понимании Я.А. Пономарева «задача есть та ситуация, которая определяет действия субъекта, удовлетворяющего потребность путем изменения ситуации» [17, с. 111]. Он подразделяет задачи на мыслительные и немыслительные, приняв за основу характер и результат взаимодействия субъекта с объектом деятельности. Критерием такого выделения у него выступает сам «факт приобретения знаний». У Л.Л. Гуровой понятие задачи идентично понятию цели деятельности и в процессе решения задачи идет поиск субъектом необходимых для ее решения средств, т.е. «задача, в наиболее широком значении этого понятия, означает цель деятельности, при постановке которой субъект не располагает всеми необходимыми для ее достижения средствами» [5, с. 8].

Reply

deep_econom January 24 2021, 00:16:50 UTC
Интересен подход к пониманию понятия «задача» у американского ученого Д. Пойа. Он отмечает, что «задача предполагает необходимость сознательного использования, соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели» [16, с. 143]. Основой содержания задачи у Э.Ф. Эсаулова выступает проблема, т.е. задача является продуктом некоторого анализа лежащей в ее основе проблемы [21, с. 62]. Высказанная ученым позиция несколько сужает определение задачи и в какой-то мере сводит ее только к проблемной ситуации.

Reply

deep_econom January 24 2021, 00:17:49 UTC
Наиболее полным, на наш взгляд, является понятие задачи, данное Г.А. Баллом [3]. Рассматривая задачу как требование к деятельности субъекта и условиям ее протекания, он указывает, что понятие задачи необходимо раскрывать в трех основных аспектах. Каждый из аспектов уже раскрыт и принят в науке. Заслуга Г.А. Балла состоит в том, что он объединил эти аспекты в единстве, представив задачу как некую целостность:

- во-первых, по А.Н. Леонтьеву, как цель деятельности [13];

- во-вторых, по Г.С. Костюку, как ситуации, требующей от субъекта некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного на основе его связей с известным [11];

- в-третьих, по А. Ньюэллу, как ситуации, требующей от субъекта некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного на основе его связей с известным в условиях, когда субъект не обладает способом этого действия [15].

Такое виденье понятия задачи Баллом не потеряло своего значения и в настоящее время и явилось основанием для выделения трех видов задач: задачи, мыслительной задачи и проблемной задачи. Выделенные виды задач являются соподчиненными, в них учитывается цель деятельности, опыт субъекта и его овладение способом решения задачи.

Reply

deep_econom January 24 2021, 00:18:16 UTC
Подводя некоторый итог, отметим, что в рамках педагогической психологии задача рассматривается как условие, обеспечивающее усвоение теоретических положений (Г.А. Балл, Г.С. Костюк), как средство формирования и развития мышления (Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, О.К. Тихомиров), как форма усвоения знаний (З.И. Калмыкова, А.Ф. Есаулов), как результат усвоения знаний и показатель их эффективности (Д.Н. Богоявленский, Н.Д. Левитов,

Н.А. Менчинская).

Итак, понятие задачи в психологии характеризует направленность и цель деятельности человека, достижение результата которой осуществляется определенными средствами.

Reply


Leave a comment

Up