Leave a comment

Comments 162

luciusvorren February 23 2015, 17:39:03 UTC
а разгонять воздух где то в районе входа в камеру для преодоления провала тяги никто не пробовал?

Reply

alex_anpilogov February 23 2015, 17:46:16 UTC
А зачем?
Идея с воздухозаборниками, в принципе, здравая.
СПВРД от ГПВРД отличается именно формами каналов воздухозаборников: у первого они создают торможение набегающего потока и делают его дозвуковым, а вторые - наоборот, пропускают поток с минимумом торможения - и жгут топливо в сверхзвуковом, незаторможенном потоке.

Поэтому там ничего особо разгонять не надо, воздух при ЗМ и так уже набегает со сверхзвуковой скоростью. Задача добиться устойчивой работы ГПВРД при таком "неприятном" для него режиме. Чтобы он включался сразу же за ТРД с форсажной камерой, минуя "промежуточный" режим СПВРД, либо реализовывая его в рамках того же двигателя.

Reply

luciusvorren February 23 2015, 17:49:18 UTC
ну так чтоб помочь ГПВРД запустится и стоит подумать о разгоне воздушного потока.

Reply

alex_anpilogov February 23 2015, 17:57:04 UTC
Думаю, легче перевести ГПВРД в режим дозвукового горения топлива. "Разгонять" поток смысла нет, в двигателях главное, чтобы реактивная струя истекала с более высокой скоростью, нежели собственная скорость аппарата. Тогда он может ускоряться.
А разгон производит как раз сгорание топлива, которое повышает температуру и давление, которое потом и преобразуется в скорость реактивной струи.

Я так понимаю - именно над таким вариантом работали в HTV-3X, но HTV-2 здорово срезал дальнейшие планы DARPA.

Reply


(The comment has been removed)

alex_anpilogov February 23 2015, 17:57:27 UTC
То есть? Не понял.

Reply

(The comment has been removed)

alex_anpilogov February 23 2015, 18:35:18 UTC
Странно было бы думать, что "у нас везде хорошо". Точно также, как нет в моём ЖЖ и камланий "Всё плохо, всё пропало".
Есть достижения, а есть и недостатки.

И, что касается политической жизни на Украине и в ЛДНР - то не "отстранили", Сам "отошёл в сторону". Потому что не считаю, как честно и написал, что сегодняшние процессы ведут Россию к победе.

Но как мне пишут и звонят - понимаю, что ЖЖ мой читают и многие делают выводы о том, что делать дальше. И, всё-таки, кое-что долетает и наверх, к той самой "башне из слоновой кости".

Reply


fan_d_or February 23 2015, 18:00:55 UTC
>> Второй ступенью «Спирали» должен быть стать орбитальный самолёт «БОР»,

БОР - это название технологического макета/демонстратора технологий, но никак не название проектируемого аппарата!

В заводской документации орбитальный самолёт (ОС) именовался "изделие 105". По журналистской традиции в открытой печати его окрестили МиГ-105, хотя официально он такое наименование никогда не носил.

БОР - это всего лишь "беспилотный орбитальный ракетоплан" в масштабе 1:3, предназначенный для испытания теплозащиты, систем управления, некоторых вопросов аэродинамики.
На целевое изделие он никак не тянет и в таком контексте упоминать его не следует...

Reply

alex_anpilogov February 23 2015, 18:37:13 UTC
Ну, другого-то реально летавшего аппарата - не было.
Вообще, "Спираль" - на редкость несчастливая программа. И "105-й", и "БОР", и "ЭПОС" послужили массе программ, но так и не сложились в единый комплекс.

Reply

fan_d_or February 23 2015, 18:49:16 UTC
Не путайте кислое с тёплым - "аппаратом" является именно и только проект 105.

БОРы, ЭПОСы - это всего лишь летающие технологические стенды, которые летают не по полной программе проекта, а на обычной ракете.
С которой трудностей нет.

Если хочется назвать что-то концептуальное и летавшее - то указывайте Спейс-Шаттл и Энергия-Буран.
Это корректно.
Но с точки зрения технологии достижения нужных скоростей они не используют ничего нового.

В этом отношении 105 - тот же космоплан и не отличается от СШ и ЭБ.

А вот проект Спираль - с самолётом-разгонщиком - это новая технология. Но новая не в части космоплана, а именно разгонщика.

ХИНТ: М=6, запланированное в Спирали - это программа максимум.
В целом проект остался б успешным и при достижении разгонщиком М=4 - а это совершенно реалистично даже для 70-х годов...

Reply

alex_anpilogov February 23 2015, 18:56:40 UTC
Так ведь 105-й не летал-то толком.
Был только дозвуковой полёт, на скорости не более 800 км/час.

Да, "БОР"ы были уменьшенными моделями орбитального самолёта "Спирали" (от 1:3 до 1:1,5) но именно они позволили провести весь комплекс реальных экспериментов по аэродинамике и теплозащите.
А "105-й" только позволил отработать посадку.

В общем, не было готовой "Спирали", хотя 105-й, конечно, стоит добавить к "БОР"ам в текст. Может быть, в книге я это и сделаю. ;)

Reply


ohtori February 23 2015, 18:19:48 UTC
Хорошо, что иногда этот журнал похож на старый добрый crustgroup.

С этой клятой войной не продохнуть.

Reply


fan_d_or February 23 2015, 18:20:21 UTC
>> Самый прямолинейный способ решить обе проблемы (обеспечение сверхзвукового горения и охлаждение), да ещё и одновременно повысить удельный импульс двигателя - это отказаться от керосина в пользу водорода. Именно поэтому и ГПВРД «Холод», и рекордный гиперзвуковой ЛА Х-43 от NASA летали на жидком водороде.

Проект ударного самолёта с крейсерской скоростью M=4, именовавшегося в ОКБ МиГ "изделием 301" и достигшего высокой степени проработки, базировался на использовании захоложенного до шугообразного состояния керосина, что позволяло использовать этот энергетический ресурс как в работе двигателя, так и для охлаждения кабины и оборудования.

http://paralay.com/301.html

Помимо водорода в качестве перспективного топлива рассматривается так же метан - водород, это суровая криогеника, а ожиженный метан - всего 190 кельвинов.
Это очень перспективное направление развития ракетно-космической техники - и для ЖРД, и для ГПВРД.

Reply

alex_anpilogov February 23 2015, 18:39:54 UTC
Да, жидкий метан тоже. Кстати, гораздо лучше водорода по соотношению плотность / энергоёмкость.
Но ведь нереально впихнуть всё в одну статью - или даже в пять!
Ведь и так пытаюсь рассказать о каждой из линеек гиперзвуковых аппаратов - ракеты, бомбардировщики, БПЛА, управляемые боевые блоки...

Reply

fan_d_or February 23 2015, 18:51:51 UTC
Впихивать невпихуемое - наша задача!

;-)

И таки придётся это вам сделать - поскольку создавать искаженное представление о теме в обзорной статье нельзя по определению...

Reply

alex_anpilogov February 23 2015, 18:57:13 UTC
В книге все косяки исправлю, обещаю.

Reply


Leave a comment

Up