А зачем? Идея с воздухозаборниками, в принципе, здравая. СПВРД от ГПВРД отличается именно формами каналов воздухозаборников: у первого они создают торможение набегающего потока и делают его дозвуковым, а вторые - наоборот, пропускают поток с минимумом торможения - и жгут топливо в сверхзвуковом, незаторможенном потоке.
Поэтому там ничего особо разгонять не надо, воздух при ЗМ и так уже набегает со сверхзвуковой скоростью. Задача добиться устойчивой работы ГПВРД при таком "неприятном" для него режиме. Чтобы он включался сразу же за ТРД с форсажной камерой, минуя "промежуточный" режим СПВРД, либо реализовывая его в рамках того же двигателя.
Думаю, легче перевести ГПВРД в режим дозвукового горения топлива. "Разгонять" поток смысла нет, в двигателях главное, чтобы реактивная струя истекала с более высокой скоростью, нежели собственная скорость аппарата. Тогда он может ускоряться. А разгон производит как раз сгорание топлива, которое повышает температуру и давление, которое потом и преобразуется в скорость реактивной струи.
Я так понимаю - именно над таким вариантом работали в HTV-3X, но HTV-2 здорово срезал дальнейшие планы DARPA.
Странно было бы думать, что "у нас везде хорошо". Точно также, как нет в моём ЖЖ и камланий "Всё плохо, всё пропало". Есть достижения, а есть и недостатки.
И, что касается политической жизни на Украине и в ЛДНР - то не "отстранили", Сам "отошёл в сторону". Потому что не считаю, как честно и написал, что сегодняшние процессы ведут Россию к победе.
Но как мне пишут и звонят - понимаю, что ЖЖ мой читают и многие делают выводы о том, что делать дальше. И, всё-таки, кое-что долетает и наверх, к той самой "башне из слоновой кости".
>> Второй ступенью «Спирали» должен быть стать орбитальный самолёт «БОР»,
БОР - это название технологического макета/демонстратора технологий, но никак не название проектируемого аппарата!
В заводской документации орбитальный самолёт (ОС) именовался "изделие 105". По журналистской традиции в открытой печати его окрестили МиГ-105, хотя официально он такое наименование никогда не носил.
БОР - это всего лишь "беспилотный орбитальный ракетоплан" в масштабе 1:3, предназначенный для испытания теплозащиты, систем управления, некоторых вопросов аэродинамики. На целевое изделие он никак не тянет и в таком контексте упоминать его не следует...
Ну, другого-то реально летавшего аппарата - не было. Вообще, "Спираль" - на редкость несчастливая программа. И "105-й", и "БОР", и "ЭПОС" послужили массе программ, но так и не сложились в единый комплекс.
Не путайте кислое с тёплым - "аппаратом" является именно и только проект 105.
БОРы, ЭПОСы - это всего лишь летающие технологические стенды, которые летают не по полной программе проекта, а на обычной ракете. С которой трудностей нет.
Если хочется назвать что-то концептуальное и летавшее - то указывайте Спейс-Шаттл и Энергия-Буран. Это корректно. Но с точки зрения технологии достижения нужных скоростей они не используют ничего нового.
В этом отношении 105 - тот же космоплан и не отличается от СШ и ЭБ.
А вот проект Спираль - с самолётом-разгонщиком - это новая технология. Но новая не в части космоплана, а именно разгонщика.
ХИНТ: М=6, запланированное в Спирали - это программа максимум. В целом проект остался б успешным и при достижении разгонщиком М=4 - а это совершенно реалистично даже для 70-х годов...
Так ведь 105-й не летал-то толком. Был только дозвуковой полёт, на скорости не более 800 км/час.
Да, "БОР"ы были уменьшенными моделями орбитального самолёта "Спирали" (от 1:3 до 1:1,5) но именно они позволили провести весь комплекс реальных экспериментов по аэродинамике и теплозащите. А "105-й" только позволил отработать посадку.
В общем, не было готовой "Спирали", хотя 105-й, конечно, стоит добавить к "БОР"ам в текст. Может быть, в книге я это и сделаю. ;)
>> Самый прямолинейный способ решить обе проблемы (обеспечение сверхзвукового горения и охлаждение), да ещё и одновременно повысить удельный импульс двигателя - это отказаться от керосина в пользу водорода. Именно поэтому и ГПВРД «Холод», и рекордный гиперзвуковой ЛА Х-43 от NASA летали на жидком водороде.
Проект ударного самолёта с крейсерской скоростью M=4, именовавшегося в ОКБ МиГ "изделием 301" и достигшего высокой степени проработки, базировался на использовании захоложенного до шугообразного состояния керосина, что позволяло использовать этот энергетический ресурс как в работе двигателя, так и для охлаждения кабины и оборудования.
Помимо водорода в качестве перспективного топлива рассматривается так же метан - водород, это суровая криогеника, а ожиженный метан - всего 190 кельвинов. Это очень перспективное направление развития ракетно-космической техники - и для ЖРД, и для ГПВРД.
Да, жидкий метан тоже. Кстати, гораздо лучше водорода по соотношению плотность / энергоёмкость. Но ведь нереально впихнуть всё в одну статью - или даже в пять! Ведь и так пытаюсь рассказать о каждой из линеек гиперзвуковых аппаратов - ракеты, бомбардировщики, БПЛА, управляемые боевые блоки...
Comments 162
Reply
Идея с воздухозаборниками, в принципе, здравая.
СПВРД от ГПВРД отличается именно формами каналов воздухозаборников: у первого они создают торможение набегающего потока и делают его дозвуковым, а вторые - наоборот, пропускают поток с минимумом торможения - и жгут топливо в сверхзвуковом, незаторможенном потоке.
Поэтому там ничего особо разгонять не надо, воздух при ЗМ и так уже набегает со сверхзвуковой скоростью. Задача добиться устойчивой работы ГПВРД при таком "неприятном" для него режиме. Чтобы он включался сразу же за ТРД с форсажной камерой, минуя "промежуточный" режим СПВРД, либо реализовывая его в рамках того же двигателя.
Reply
Reply
А разгон производит как раз сгорание топлива, которое повышает температуру и давление, которое потом и преобразуется в скорость реактивной струи.
Я так понимаю - именно над таким вариантом работали в HTV-3X, но HTV-2 здорово срезал дальнейшие планы DARPA.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Есть достижения, а есть и недостатки.
И, что касается политической жизни на Украине и в ЛДНР - то не "отстранили", Сам "отошёл в сторону". Потому что не считаю, как честно и написал, что сегодняшние процессы ведут Россию к победе.
Но как мне пишут и звонят - понимаю, что ЖЖ мой читают и многие делают выводы о том, что делать дальше. И, всё-таки, кое-что долетает и наверх, к той самой "башне из слоновой кости".
Reply
БОР - это название технологического макета/демонстратора технологий, но никак не название проектируемого аппарата!
В заводской документации орбитальный самолёт (ОС) именовался "изделие 105". По журналистской традиции в открытой печати его окрестили МиГ-105, хотя официально он такое наименование никогда не носил.
БОР - это всего лишь "беспилотный орбитальный ракетоплан" в масштабе 1:3, предназначенный для испытания теплозащиты, систем управления, некоторых вопросов аэродинамики.
На целевое изделие он никак не тянет и в таком контексте упоминать его не следует...
Reply
Вообще, "Спираль" - на редкость несчастливая программа. И "105-й", и "БОР", и "ЭПОС" послужили массе программ, но так и не сложились в единый комплекс.
Reply
БОРы, ЭПОСы - это всего лишь летающие технологические стенды, которые летают не по полной программе проекта, а на обычной ракете.
С которой трудностей нет.
Если хочется назвать что-то концептуальное и летавшее - то указывайте Спейс-Шаттл и Энергия-Буран.
Это корректно.
Но с точки зрения технологии достижения нужных скоростей они не используют ничего нового.
В этом отношении 105 - тот же космоплан и не отличается от СШ и ЭБ.
А вот проект Спираль - с самолётом-разгонщиком - это новая технология. Но новая не в части космоплана, а именно разгонщика.
ХИНТ: М=6, запланированное в Спирали - это программа максимум.
В целом проект остался б успешным и при достижении разгонщиком М=4 - а это совершенно реалистично даже для 70-х годов...
Reply
Был только дозвуковой полёт, на скорости не более 800 км/час.
Да, "БОР"ы были уменьшенными моделями орбитального самолёта "Спирали" (от 1:3 до 1:1,5) но именно они позволили провести весь комплекс реальных экспериментов по аэродинамике и теплозащите.
А "105-й" только позволил отработать посадку.
В общем, не было готовой "Спирали", хотя 105-й, конечно, стоит добавить к "БОР"ам в текст. Может быть, в книге я это и сделаю. ;)
Reply
С этой клятой войной не продохнуть.
Reply
Проект ударного самолёта с крейсерской скоростью M=4, именовавшегося в ОКБ МиГ "изделием 301" и достигшего высокой степени проработки, базировался на использовании захоложенного до шугообразного состояния керосина, что позволяло использовать этот энергетический ресурс как в работе двигателя, так и для охлаждения кабины и оборудования.
http://paralay.com/301.html
Помимо водорода в качестве перспективного топлива рассматривается так же метан - водород, это суровая криогеника, а ожиженный метан - всего 190 кельвинов.
Это очень перспективное направление развития ракетно-космической техники - и для ЖРД, и для ГПВРД.
Reply
Но ведь нереально впихнуть всё в одну статью - или даже в пять!
Ведь и так пытаюсь рассказать о каждой из линеек гиперзвуковых аппаратов - ракеты, бомбардировщики, БПЛА, управляемые боевые блоки...
Reply
;-)
И таки придётся это вам сделать - поскольку создавать искаженное представление о теме в обзорной статье нельзя по определению...
Reply
Reply
Leave a comment