а та самая авария на Капустином Яру, когда погиб маршал Неделин?! тоже ведь МБР испытывали.."семерку"? И если мой склероз меня не подводит, разве не на керосине+кислород заряжалась МБР?
Там самопроизвольно включился двигатель второй ступени.
Он и был тем основным фактором, который был виновен в катастрофическом разрушении ракеты. А что тут подожгло смесь керосина и кислорода? И как эта смесь образовалась в столь внушительном количестве, чтобы не просто начать спокойно гореть, а рвануть чуть ли не со скоростью звуковой волны в парах? Это же не НДМГ+АТ, как у "Протона", который загорается просто от соединения между собой. Кстати, катастрофа 1960 года с Р-16 - это тоже НДМГ+АТ.
Источником неделинской катастрофы стал командоаппарат, запустивший во время тестового прогона циклограмму реального запуска второй ступени.
По опубликованным сведениям, целью манипуляций с Фальконом было то же самое - проверка циклов работы. Внеплановый запуск второй ступени в этой процедуре не кажется чем-то невозможным.
А источником взрыва способен стать ТНА, который запустился в результате сбоя - ТНА, это маленький ЖРД со своей камерой сгорания, работающей на основных компонентах. Рвануть ТНА может именно так - топливо пошло в КС, прошло зажигание и...
Нет, не кажется и не представляется невозможным. Но тогда ведь получится, что головотяпство в команде Space X даже превосходит головотяпство с "Протонами", когда просто датчики вверх тормашками воткнули? И, опять-таки, самопроизвольный запуск двигателей второй ступени никак не может объяснить, почему рвануло в районе кислородного бака второй ступени, то бишь - над двигателями и над керосиновым баком.
К такому результату могла привести масса причин. Я озвучил самые неприятные для Space X - либо косяк с упрощённым стартовым столом (что означает то, что старт надо будет значительно модернизировать и усиливать системами контроля и безопасности), либо же - косяк с криостойкостью или конструкционной стойкостью самой ракеты, так как в тот же самый Falcon-9 фактически залили на 40 тонн больше переохлаждённого топлива и, например, протёк бак жидкого кислорода, который вытек на бак с керосином.
А так мог и пиропатрон рвануть, и кабели могли перепутать. Да масса причин может быть у катастрофы, я же со свечкой не стоял...
я в основном про сочетание факторов. то есть одномоментное образование смеси кислорода с керосином и их поджог. Судя по взрыву, кстати, утекло немало смеси и смешалось в правильной пропорции. И вообще, нафига они вторую ступень заправляли, если испытывали первую?
И вообще, нафига они вторую ступень заправляли, если испытывали первую?
Хз. Как я понимаю, там в циклограмме старта сплошная экономия на этапах была. Типа "зачем городить всякие протоколы безопасности, если и так сойдёт". Экономили практически на всём, в чём и засыпались в итоге.
Жидкий кислород такая хрень, что может зажечь керосин в любой момент без всякой искры. Это в двигателе, где нет ничего постороннего, их надо поджигать искрой. А на открытом воздухе в жидком кислороде само загориться что угодно, например комар или пыльца.
Не-а. Всё равно приходится чем-то поджигать. При комнатной температуре не самовозгорается:
Соответственно, надо хотя бы испарить каким-то образом керосин, вот тогда его пары могут и самовозгореться при соприкосновении с чистым кислородом. Ну, и конечно же, напоминаю о маслоопасности кислорода. Смазочные масла и, особенно, их пары, могут самовоспламеняться при соприкосновении с чистым кислородом. Поэтому - любой насос, на который, например, протёк чистый кислород - это потенциальный вариант взрыва.
Я описал лишь самые неприятные для Space X варианты причин катастрофы. Мог и ТЕА-ТЕВ рвануть, правда, его баки вообще-то возле двигателей второй ступени Falcon-9 расположены, а рвануло в районе кислородного бака, от верха второй ступени:
Comments 178
Reply
Reply
Reply
Reply
Он и был тем основным фактором, который был виновен в катастрофическом разрушении ракеты.
А что тут подожгло смесь керосина и кислорода? И как эта смесь образовалась в столь внушительном количестве, чтобы не просто начать спокойно гореть, а рвануть чуть ли не со скоростью звуковой волны в парах?
Это же не НДМГ+АТ, как у "Протона", который загорается просто от соединения между собой. Кстати, катастрофа 1960 года с Р-16 - это тоже НДМГ+АТ.
Reply
По опубликованным сведениям, целью манипуляций с Фальконом было то же самое - проверка циклов работы.
Внеплановый запуск второй ступени в этой процедуре не кажется чем-то невозможным.
А источником взрыва способен стать ТНА, который запустился в результате сбоя - ТНА, это маленький ЖРД со своей камерой сгорания, работающей на основных компонентах.
Рвануть ТНА может именно так - топливо пошло в КС, прошло зажигание и...
Reply
Но тогда ведь получится, что головотяпство в команде Space X даже превосходит головотяпство с "Протонами", когда просто датчики вверх тормашками воткнули?
И, опять-таки, самопроизвольный запуск двигателей второй ступени никак не может объяснить, почему рвануло в районе кислородного бака второй ступени, то бишь - над двигателями и над керосиновым баком.
Reply
А диверсия могла привести к такому результату?
Reply
А так мог и пиропатрон рвануть, и кабели могли перепутать. Да масса причин может быть у катастрофы, я же со свечкой не стоял...
Reply
Reply
Хз. Как я понимаю, там в циклограмме старта сплошная экономия на этапах была. Типа "зачем городить всякие протоколы безопасности, если и так сойдёт".
Экономили практически на всём, в чём и засыпались в итоге.
Reply
Жидкий кислород такая хрень, что может зажечь керосин в любой момент без всякой искры. Это в двигателе, где нет ничего постороннего, их надо поджигать искрой. А на открытом воздухе в жидком кислороде само загориться что угодно, например комар или пыльца.
Reply
Соответственно, надо хотя бы испарить каким-то образом керосин, вот тогда его пары могут и самовозгореться при соприкосновении с чистым кислородом. Ну, и конечно же, напоминаю о маслоопасности кислорода. Смазочные масла и, особенно, их пары, могут самовоспламеняться при соприкосновении с чистым кислородом. Поэтому - любой насос, на который, например, протёк чистый кислород - это потенциальный вариант взрыва.
Reply
А катализ ЖК от соляры - вполне реальная причина.
ХИНТ: курим случаи подрывов ракетной техники от плохо промытых фильтров в тракте окислителя...
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Мог и ТЕА-ТЕВ рвануть, правда, его баки вообще-то возле двигателей второй ступени Falcon-9 расположены, а рвануло в районе кислородного бака, от верха второй ступени:
( ... )
Reply
Reply
Leave a comment