Еще из рассказов А.А.Кофода

Jul 07, 2019 20:14

Кофод описывает легальную хитрость, с помощью которой турки некогда исламизировали Аджарию - меня она восхитила простотой и элегантностью, это хороший прикол:

«Когда турки в XVI столетии завоевали эту страну, она, как и остальные части Грузии, была разделенной между несколькими крупными и мелкими феодалами. Это турок не устраивало. Чтобы отделаться от этих землевладельцев, турецкое правительство потребовало, чтобы каждый из них отчитался о тех доходах, которые они получают с принадлежащих им земель. Владельцев, увидевшие в этих запросах предвестие новых налогов, указали свои доходы как можно более заниженными. К их ужасу, через несколько месяцев из Константинополя пришел приказ о том, что падишах, наместник Бога на земле, в своей бесконечной заботе о благополучии своих подданных, решил освободить землевладельцев от тех трудностей, которые они, по их собственным словам, встречают при взимании налогов с крестьян-арендаторов. В будущем поэтому он всемилостивейше будет ежегодно выплачивать им суммы, которые равны, по их собственным свидетельствам, их доходу  с земель. В своей бесконечной доброте он теперь принимает на себя те тяготы, которые влечет за собой право владения землей.

То есть владельцы оставались у разбитого корыта - без земли и с доходами, которые вряд ли составляли десятую часть прежних. Но они же сами были в этом виноваты и не могли поэтому пожаловаться.

После этого землевладельцы исчезли. Большинство из них, вероятно, тем или иным способом поступило на службу к туркам. Крестьяне же выиграли от того, что земля перешла во владение государства. Они, конечно, не получили права на владение ею, но получили право пользования ею. Они, разумеется, должны были продолжать выплачивать определенные повинности натурой, взыскание которых осуществлялось теперь султанскими налогосборщиками. Но жить все же стало им легче, они чувствовали себя свободнее, самостоятельнее, чем раньше. Ничего удивительного, что крестьяне, предоставленные сами себе, какими они стали после упразднения помещиков, были теперь легкой добычей в религиозной пропаганде мулл. Вскоре они стали фанатичными мусульманами. Для женщин было теперь уже недостаточно ходить закутанными с головы до ног, они еще и прятались за кусты или утесы, стоило им издали завидеть меня, одинокого всадника, едущего навстречу им.»

Не берусь судить, насколько это исторически достоверно, но выглядит красиво и вообще, как говорится, «хароший шютка», или practical joke. Султан молодец: и цели своей добился, и пошутил на славу. (Думаю, не точно ли так же, по приколу, турки поселили в Абхазии негров?).

А степень послушания аджарцев муллам была, по словам Кофода, поразительная, какая-то слепая и безграничная. Приехав в Артвин (ныне это Турция, а тогда Россия - Батумская область) он пришел к уездному начальнику, грузинскому князю. «Князь очень жаловался на то, что от него требовали, чтобы он не позволял населению перебираться в Турцию.

- А что я могу сделать? Никто заранее ничего не знает, даже сами переселяющиеся. Вдруг среди ночной тишины прозвучит зов муэдзина с минарета, и в моих аджарцев словно бес вселяется. Вся деревня пускается в путь - со всем, что сами жители, их лошади и скот могут унести. Все, что нельзя взять с собой, бросают. Даже хлеба, которые пеклись в данный момент, оставляют в печи. На следующее утро они все уже за границей. Что я могу тут поделать? Единственное средство, которое могло бы помочь, я не имею права применить.
- В чем это средство состоит?
- В том, чтобы повесить всех мулл. Это их ненавистная агитации - причина всего несчастья. Несчастья не для нас, а именно для самих переселенцев. Они ведь идут навстречу абсолютной нищете. Настолько страшной нищете, что самых красивых девушек можно купить у них за мешок муки».

И правда, что тут поделаешь? Менталитет.
Previous post Next post
Up