Двойственная оценка тестового полета Starship+Super Heavy - завершившегося взрывом в стратосфере

Apr 21, 2023 00:35

20 апреля Илон Маск, несмотря на яркое аварийное завершение 1-го тестового полета сцепки корабля SpaceX Starship с ракетой-носителем Super Heavy - объявил произошедшее успехом. Это обычное дело (он умеет "держать улыбку" при любом раскладе). Но и независимые комментаторы отнеслись к аварии без особого драматизма, полагая тестовый полет отчасти ( Read more... )

Leave a comment

Comments 102

sery_kardinal April 20 2023, 22:27:30 UTC
Сравним ( ... )

Reply

baldtinker April 20 2023, 23:35:24 UTC
С координацией двигателей сильно помогают так нелюбимые Алексом современные сенсоры и цифровая электроника. Не панацея, конечно, но без них управлять монстром с 33 факелами - глухой номер.

Насколько я понимаю, главная пока не решенная задача это сделать двигатель настолько надёжным, чтобы авария одного не повредила соседние или структурные компоненты. Тут тоже, богатство телеметрии с тех же компьютеризированных систем очень помогает.

Reply

sery_kardinal April 21 2023, 02:07:17 UTC

Проблема устойчивости жидкостных ракетных двигателей не решена.

Чем вам помогут датчики при турбулентности, акустических колебаниях, упругих колебаниях корпуса?

Только практика, только инженерное искусство, только «rocket science»

Reply

baldtinker April 21 2023, 11:24:58 UTC
Электроника позволяет справляться с этими проблемами координируя работу разных двигателей. С ракетами не работал, а у самолётов авионика при помощи сенсоров позволяет вести полет и нормально садиться при больших повреждениях, вплоть до отрыва половины хвостового оперения.

Думаю если достаточное количество двигателей работает и структура не разрушена, электроника вытянет.

А вообще, конечно, такая система это дополнительные сложности. Но это плата за то, что супер двигатель 10-30 кратной тяги гораздо менее надёжен и в нештатном режиме гораздо опаснее.

Reply


evil_gryphon April 20 2023, 22:38:06 UTC
- то что должно было произойти по плану, примерно известно. Что случилось на самом деле - примерно известно из видео ( ... )

Reply


baldtinker April 20 2023, 23:09:59 UTC

Очень успешный запуск. Стоит помнить, что его цель - первичная проверка SuperHeavy. Сегодяшний запуск - первый из серии (которые планируются с интервалами 1-3 месяца) направленной на то, чтобы этот Super Heavy доработать. Не Starship и тем более не пару S+SH а именно Super Heavy.

Так как Super Heavy сам по себе не летает (аэродинамика не позволяет), на него сверху по быстрому налепили Starship, но никто всерьез не ожидал, что Starship действительно отделится да еще и прилетит куда надо. Две недели назад инженеры считали, что критерий успеха этого запуска - пролететь 10 секунд после отрыва. А эта штука прямо-таки несколько минут пролетела. То, что Starship не отделился и не удивительно и не важно, на это в подготовке первого запуска практически не обращали внимания. Концентрировались на Super Heavy, основное внимание уделяя двигателям.

Насколько я понимаю, для первого запуска двигатели отработали очень неплохо. Единственный потенциально серьезный минус - ходят слухи про повреждения стартовой площадки. Кто пишет что с этим очень хорошо ( ... )

Reply

sery_kardinal April 21 2023, 02:23:35 UTC

Специалисты отметили, что ракета оставляла неровный след из-за нестабильной работы двигателей.

Причины описаны здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Колебания_типа_«пого»

Для сведения: H-1 (CCCP) поднялась на высоту 40км.

Reply

baldtinker April 24 2023, 14:11:40 UTC

Согласен (но при этом пишут, что электроника вытягивала корабль на расчетную траекторию), двигатели были главной целью этого первого теста. Сработали не идеально (и отключений немало), но для первого запуска очень неплохо.

Большое преимущество по сравнению с Н-1 (это не наезд на Н-1 или Сатурн 5, просто появились реально новые возможности) это очень богатая телеметрия, которая позволяет выявлять и устранять недостатки. Посмотрим как пойдут следующие запуски.

Reply

alex_rozoff April 21 2023, 08:43:55 UTC
Насчет хронометража - смотрите на тайминг не трансляции а полетного времени (внизу в середине экрана).
И фиксировать момент взрыва корректнее не в момент появления облака пламени а несколько раньше - там примерно видно когда

Reply


antontsau April 21 2023, 02:08:59 UTC
Если первая ступень еще работает тотрасстыковки быть не может - там все сжато перегрузкой. Стандартная последовательность отцепление (пироболты там всякие) но оно все еще сжато, отсечка первой ступени а то и включение ее на реверс (на твердотопливниках) и вторая ступень пошла в отрыв.

Reply

ext_4119183 April 21 2023, 05:34:43 UTC

Нет там пироболтов. Механические замки у них (с гидравлическим приводом, по крайней мере на этом экземпляре были). Ещё до выключения первой ступени вся эта конструкция начинает поворачиваться, потом движки отключаются, замки открываются, и расцепление происходит по инерции.

Reply

antontsau April 21 2023, 05:56:30 UTC
Могут быть механические замки. Но в любом случае сначала гасить дрыгатели а потом расцеплять да еще с каким-то толчком дело крайне стремное, что куда там при этом провернется неведомо. Так что сначала расцеплять а потом гасить и заводить дрыгател на следующей ступени. Чтоб процесс физического разделения был управляемым а не между двумя кирпичами непонятно как летящими.

Reply

ext_4119183 April 21 2023, 06:01:47 UTC

Да известно всё в принципе, так на F9 работает, оттуда и пришло.

Reply


ext_5970337 April 21 2023, 03:23:19 UTC

старый шыпъ не челонжоръ онъ требуетъ жертву... чо не мозжоти безоса поймать и на ссрокету засодить?

Reply


Leave a comment

Up