Закон Донды: коллапс знаний при сверхкритической плотности информационного мусора.

Oct 17, 2019 01:50

Поводом для этого мини-эссе послужила статья DW 14.10.2019 "Почему Google и крупных рекламодателей обвиняют в финансировании фейков".
https://p.dw.com/p/3R2Vt
Этот повод - предисловие. А речь пойдет об информационном буме XXI века.

2007 год. Согласно авторам публикации в Science, объем хранимой информации за двадцать лет увеличился на планете Земля примерно в сто раз - с 2,6 эксабайт (эксабайт - миллиард гигабайт) в 1986 году до 295 эксабайт в 2007-м. Если посчитать этот объем информации в компакт-дисках, то в 1986 году понадобилось меньше чем одна болванка на человека, в 1993 - четыре CD на одного человека, 12 - в 2002-м, и, наконец, целый 61 диск пришелся бы на жителя Земли в 2007-м.
https://www.gazeta.ru/science/2011/02/14_a_3524166.shtml

2019 год. В ближайшие семь лет глобальная сфера данных вырастет более чем в пять раз. Общий объем новых данных при этом увеличится до 175 зеттабайт (единица измерения количества информации) по сравнению с 33 зеттабайтами в 2018 году. Такой прогноз содержится в совместном исследовании IDC и Seagate Technology. Утверждение, что данные - это новая нефть, правдиво на 100 процентов, говорят аналитики.
https://rg.ru/2019/03/17/globalnaia-sfera-dannyh-vyrastet-bolee-chem-v-piat-raz-v-blizhajshie-gody.html

Зеттабайт это 1000 эксабайт. 33 зеттабайта (в 2018-м) это 33000 эксабайт, т.е прирост за 12 лет по сравнению с 295 эксабайтами (в 2007-м) - в 112 раз, а по сравнению с 2,6 эксабайт (в 1986-м) - в 12700 раз. К 2025-му прогнозируется 163 зеттабайт - в 5 раз больше, чем в 2018-м и в 60.000 раз больше, чем в 1986-м. Чтобы передавать, хранить и транслировать эту очередную будущую прорву информации - уже сейчас создаются еще более мощные дата-центры, схемы передачи, и более мощные пользовательские устройства (персональные компьютеры - десктопы, ноутбуки, смартфоны)...
...СТОП! Мы что, стали знать в 12000 раз больше полезных (или хотя бы потенциально-полезных) вещей, чем в 1986 году? НЕТ! 90% всей информации в истории создано за последние 2 года - мы что, знаем в 10 раз больше потенциально-полезных вещей, чем 2 года назад? И в 100 раз больше, чем 12 лет назад? НЕТ! Объективно с 1986-го количество потенциально-полезной информации выросло, быть может, вдвое. Рост за последние 12 лет - несколько процентов, не более. Рост за последние 2 года - в пределах статистической погрешности. На самом деле - скорость роста потенциально-полезной информации уже давно падает. И это легко объяснить: ведь все больше научно-инженерных сил тратится на развитие техники хранения, передачи, и показа информации. Какой информации? В основном (более чем на 99%) мусорной. Главные научно-технические силы и производственно-экономические ресурсы человечества давно брошены на перевалку трэша.

Корпорация EMC (NYSE:EMC) обнародовала результаты исследования «Big Data, Bigger Digital Shadows, and Biggest Growth in the Far East», которое при ее поддержке провела IDC. Исследование, проведенное компанией уже в шестой раз, продемонстрировало беспрецедентный рост информации в мире, лишь 0,4% которой, по оценкам IDC, анализируется.
http://bit.samag.ru/uart/more/23
Итак: 99.6% создаваемой сейчас информации - не будет замечено. К этому мы еще вернемся, а сейчас разберем механизм того, как возрастающими темпами генерируется новая информация (и выясним, чем в содержательном плане является эта генерируемая информация)

Для этого перейдем к статье DW, упомянутой в предисловии.
(цитирую выборочно статью DW) В конце сентября 2019 года британская неправительственная организация Global Disinformation Index (GDI) опубликовала отчет, согласно которому вебсайты, распространяющие дезинформацию, получают более 200 миллионов долларов в год от онлайн-рекламы. Из отчета GDI следует, что нередко крупные международные компании, размещая свою рекламу, по сути, финансируют сайты с дезинформацией, даже об этом не подозревая. Среди компаний, размещавших рекламу на сайтах, которые GDI посчитала сомнительными, - Audi, Honda, American Airlines, Deutsche Bahn и многие другие. При этом около двух третьих всей рекламы в цифровом пространстве - около 89,5 млрд долларов - размещается автоматически. Компании покупают место для своих рекламных баннеров не напрямую у владельцев сайтов, а через посредников, таких, как Google или Amazon. А они уже в режиме реального времени с помощью своих алгоритмов размещают рекламу на сайтах, среди посетителей которых есть релевантная для той или иной компании целевая аудитория. (конец цитаты).

Простыми словами конспективно - по пунктам - что происходит:
1. Владельцы сайта "Рога-и-Копыта" хотят заработать миллион долларов на рекламе.
2. Для этого им надо добиться (условно) миллиарда просмотров своего сайта - пользователями интернет.
3. При условии п.2., "Рога-и-Копыта" получат соответствующий рейтинг в Google, и к ним автоматически придут рекламные баннеры множества фирм, оплачивающих показы.
4. При этом АБСОЛЮТНО НЕ ВАЖНО, ПОЧЕМУ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЗАЙДУТ НА САЙТ "Рога-и-Копыта".
5. Исходя из п.3. и естественного критерия минимальных издержек, владельцы сайта "Рога-и-Копыта" за долю малую сиротскую нанимают Веселых Школяров (ВШ) для создания контента.
6. ВШ, совершенно не заботясь о достоверности (с чего бы им заботиться) грузят на сайт "Рога-и-Копыта" весь броский трэш, который найдут.
7. Более того, ВШ уже вооружились программой, которая собирает по интернету любой трэш, привлекающий аудиторию интернета (вызывающий клик при виде фразы в поиске Google).
8. Сайт "Рога-и-Копыта" оказывается набит трэшем про вампиров, оборотней, пришельцев-рептилоидов, маньяков, плоскую Землю, фэйковыми рецептами лечения всего абсолютно, и фэйковыми новостями о супербактерии в Африке, любовнице поп-звезды, шахте в ад к сатане, комете которая всех убьет, и долларе (евро, иене, рубле, юане) который завтра рухнет.
9. Сайт получает "Рога-и-Копыта" требуемый миллиард кликов и (соответственно) миллион долларов. То же самое делает еще N тысяч владельцев сайтов.
10. Интернет оказывается загажен трэшем так, что без специальных приемов там не найти даже однозначную информацию о температуре кипения воды, законах Ньютона, и форме Земли.

Для меня символом сверхкритического трэша стал финский художественный фильм 2012 года "Железное небо", с сюжетом, специально составленным из всевозможного трэша по теме тайных убежищ верхушки Третьего Рейха (далее цитирую по википедии) В 1945 году группа нацистов, базировавшаяся на секретной базе в Антарктиде, бежала на Луну с помощью последних разработок в области антигравитации и реактивных двигателей; а позже освоила добычу гелия-3 - неисчерпаемого источника энергии. Спустя 73 года, в 2018 году американцы в рамках предвыборной кампании президента США отправляют на Луну астронавтов впервые с 1970-х годов... (конец цитаты).
При сюжете с такой завязкой и бюджете 7,5 млн евро, фильм стал всемирно-известным!
Он продан в 70 стран.
Уже в том же 2012 года компания TopWare Interactive анонсировала компьютерную игру Iron Sky: Invasion как официальную адаптацию фильма в жанре космического симулятора.
В 2017-м был появился тизер-ролик фильма-ответвления: «Железное Небо: Ковчег».
В 2019-м вышел фильм-продолжение: «Железное небо: Грядущая раса».

Блестящая авторская работа - основанная на верной и четкой оценке общего уровня знаний и мотивов любопытства усредненного жителя усредненной развитой страны.
В мозгах этого жителя - бессмысленная информационная помойка, а мотивы любопытства этого жителя - пощекотать нервы и увидеть что угодно, лишь бы это выглядело круто.
И этот житель получает то, к чему у него мотив. Автоматизированные системы переработки информации и комбинаторного генерирования из нее неограниченного количества нового бессмысленного контента по заданным признакам психологической кликабельности - работают непрерывно.

А теперь цитата из НФ-новеллы пана Станислава, предсказавшего в слегка метафорической форме то, что происходит сейчас.
"Важно не количество сведений, а их плотность. Так же, как в случае с ураном. Рассеянный в глубине земли, уран безопасен. Условие взрыва - его выделение и концентрация. Так и в нашем случае. Информация в книгах или в головах людей может быть огромной, но она пассивна. Ее нужно сконцентрировать. За критической точкой произойдет цепная реакция... Перейдя критическую массу, она исчезнет, будто ее ветром сдуло. Это и есть Барьер Донды, граница прироста знаний. Конечно, их можно накапливать и дальше, но только в разреженном виде. Каждая цивилизация, которая до этого не додумается, попадает в ловушку: чем больше она соберет знаний, тем дальше откатится к невежеству. Знаешь, как близко мы подошли к этому порогу? Если поток информации будет нарастать такими же темпами, то через два года произойдет...
...Катастрофа произошла в точности так, как предсказал профессор. Сильнее всего она дала себя знать в развитых странах. Сколько библиотек было переведено на компьютеры в последние годы! И вдруг с лент, с кристаллов, с ферритовых пластин и криотронов в долю секунды испарился океан мудрости. Я вслушивался в задыхающиеся голоса дикторов. Не для всех падение было одинаково болезненным, но тот, кто выше влез по лестнице прогресса, чувствительнее с нее и свалился. В "третьем мире" после короткого шока наступила эйфория. Не нужно было, выбиваясь из сил, гнаться за передовыми, лезть вон из штанов и тростниковых юбочек, урбанизироваться, индустриализироваться, а особенно компьютеризироваться. Жизнь, которая недавно еще была нашпигована комиссиями, футурологами, пушками, очистными сооружениями и границами, вдруг расползлась в приятное болотце, в теплое однообразие вечной сиесты. И кокосы можно было достать без труда, а какой-то год назад они были мечтою - экспортный товар! И войска как-то сами собой разбрелись"." (Станислав Лем. "Профессор А. Донда". 1976 год).

Вернемся к результатам исследования «Big Data, Bigger Digital Shadows, and Biggest Growth in the Far East».
99.6% создаваемой сейчас информации - не будет замечено. Причем это своего рода рулетка. Оценка вероятности того, что информация не будет замечена (безотносительно к тому, есть ли в ней потенциальная польза). По мере того, как скорость порождения новой информации растет - вероятность того, что созданная информация вообще никогда никем не будет замечена стремится к 100%.
В 2025-м году эта вероятность будет ориентировочно 99.92%
Где-то к 2030-му она превысит 99.999%.
Шанс любой новой информации быть хотя бы просто просмотренной составит менее 1/100.000
Практически это значит, что человечество вернется от глобального информационного мира - к информационному обмену между знакомыми. Т.е. в основном каждый потребитель и производитель информации будет вращаться в своем кругу - лишь крайне редко подбирая какой-то контент извне.
Вот он - закон Донды в действии.
Такие дела..
Previous post Next post
Up