Использование Ветхого Завета в Новом

Jul 30, 2013 18:13


nick_leliovskyi для AlexPro1

Использование Ветхого Завета в Новом   
Вопрос использования Ветхого Завета в Новом является чрезвычайно важным ввиду того, что ВЗ цитируется в НЗ около 300 раз, то есть встречается в около 352 стихах (4, 4% всего НЗ), а следовательно каждые 22,5 стиха в НЗ мы встречаем цитату из ВЗ. [1] Когда же речь заходит о включении аллюзий, число ссылок на ВЗ возрастает до тысяч (в своём великолепном комментарии на книгу Откровение, Роберт Томас пишет, что из 404 в этой книге - 278 аллюзий на ВЗ и не одной прямой цитаты). [2]

Эти факты должны, в первую очередь, ободрить христиан больше изучать и лучше знать Ветхий Завет. Во-вторых, несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев эти цитаты не вызывают никаких трудностей в истолковании, в Евангелиях, Деяниях и Посланиях все же встречаются несколько цитат ВЗ, о которых как в церковных, так и в богословских кругах существует различные мнения.

В течение нескольких следующих недель я бы хотел уделить внимание использованию Ветхого Завета в Новом, а также различным точкам зрения касательно этого вопроса.
Прежде всего, хочу обозначить свои исходные предпосылки:
  1. Историко-грамматический подход к герменевтике;
  2. Каждый библейский текст имеет только один смысл, вложенный в него богодухновенным
Я убежден в том, что эти две исходные предпосылки необходимы не только для верного толкования и применения Писания, но и для конструктивного общения между людьми в повседневной жизни.

Ввиду вышесказанного, я исключаю присутствие так называемого sensus plenior в Св. Писании. [3] Также, я не могу согласиться с весьма распространенным мнением о том, что ученики Христа при обращении к ВЗ использовали подходы, встречаемые среди иудейских раввинов, а именно пешер, мидраш и аллегоризацию.

Как же тогда я объясняю использование ссылки на ВЗ в таких отрывках как Мф. 2:15, 18; Деян. 15:15-17; 1 Петр. 2:9; 1 Кор. 9:9-14; Гал. 4:21-26 и др.?

Дело в том, что ключевым моментов в понимании того, как НЗ авторы использовали ВЗ, является осознание того, что ВЗ использовался по-разному авторами НЗ. То есть не в каждом случае богодухновенный НЗ автор пытался абсолютно одинаково связать ВЗ отрывок с тем, что он хотел донести до церкви. Таким образом, я вижу следующие категории в использовании ВЗ в НЗ: [4]
  1. Буквальное пророчество или прямое цитирование (Ис. 29:13 и Мк. 7:6; Дан. 9:27 и Мф. 24:15).
  2. Иллюстративное применение (например, Исх. 19:6 и 1 Пет. 2:9; Ос. 1:10; 2:23 и Рим. 9:24).
  3. Типология (например, Ис. 7:14 и Мф. 1:22-23; Ос. 11:1 и Мф. 2:15; Иер. 31:15 и Мф. 2:18).
  4. Принципизация (Втор. 25:4 и 1 Кор. 9:8-10).
  5. Прямые пророчества, которые исполнились частично (Мих. 5:2-5; Ис. 9:1-7).
  6. Богословские образы (например, Откр. 12 женщина/Израиль; Христос - Камень; ВЗ «покой» и Евреям 3:1-4.
  7. Корпоративная эсхатология, применённая к индивидуальному спасению (обрезание и Рим. 2:28-29).


[1] Revelation and the Bible, ed. Carl. F.H. Henry (Grand Rapids: Baker, 1958), 137.
[2] Robert L. Thomas, Revelation 1-7 (Chicago:  Moody, 1992), 40
[3] Рэймонд Браун даёт следующее определение sensus plenior: «Дополнительный, более глубокий смысл, подразумеваемый Богом, но не четко подразумеваемый автором-человеком, который извлекается из библейского текста (или группы текстов), изучаемых в свете дальнейшего откровения или развития понимания этого откровения». Raymond E. Brown, The Sensus Plenior of Sacred Scripture (Baltimore: St. Mary's Univ. Press, 1955), 92
[4] Эта классификация основана на книге Уолтера Кайзера, в которой он упоминает 5 различных использований ВЗ в НЗ: 1) апологетическое; 2) пророческое; 3) типологическое; 4) богословское; 5) практическое. Walter C. Kaiser, Jr. The Uses of the Old Testament in the New. Chicago: Moody, 1985.

Использование Ветхого Завета в Новом

Previous post Next post
Up