О понимании благодати

May 30, 2013 11:14


Валерий Борзов для alex-pro-1
Предварительное замечание к вопросу о благодати Божьей.

Рассматривая эту важную реалию, я обнаружил, что на востоке не спорят о присутствии благодати Божьей в Ветхом Завете. Почему? Благодаря учению Григория Паламы (1296-1359), если говорить упрощенно, благодать это божественные нетварные энергии, исходящие от Самого ( Read more... )

Leave a comment

Re: Архимандрит Константин (Зайцев) пишет: valerius_borzov May 30 2013, 13:36:31 UTC
Красиво. Благообразно. Апофатично. "Протестантизм сливает понятие благодати с понятием милости, не вменяющей человеку его греховности, в нем сохраняющейся. Для православного сознания благодать сливается с человеком, содевая постепенно, с свободного изволения человека и в помощь его доброй воле духовное его преображение." - Это к вопросу спасения. Опять-таки, обратите внимание, для протестантизма спасение - действие милующего Бога, а для православия - свободное изволение человека. Хм... спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Reply

Re: Архимандрит Константин (Зайцев) пишет: trubchyk May 30 2013, 13:55:42 UTC
Видимо, православные не считают, что они НЕ в роли утопающих, а в роли заболевших грехом. Так что больной человек может прийти к врачу и пользоваться прописанным от него лекарством.
А вот с утопающим уже другой вопрос.

Reply

Re: Архимандрит Константин (Зайцев) пишет: valerius_borzov May 30 2013, 15:06:03 UTC
Спасибо за источник!Полезно.

Reply

Re: Архимандрит Константин (Зайцев) пишет: valerius_borzov May 30 2013, 14:04:45 UTC

неужели не ясно, что в комментируемом Вами тексте говорится о:

1. Синергии Бога и человека (православие). При этом человек становится онтологически причастником Божества (эту парадигму во все века защищали православные, в числе которых свт. Григорий Палама, не смотря на то, что автор старттопика пробует приписать "паламизм".. Несторию (по-моему столь нелепых теорий еще никто не выдвигал))

2. Смене статуса человека с "осужденного грешника" на "спасенного праведника" с (диссонирующим) сохранением греховного расстройства природы. В сотериологическом аспекте это приводит к акценту на Выкупе при отсутствиии всякого интереса (кроме педагогического) к жизни Христа от Воплощения до Искупления.

Reply

Re: Архимандрит Константин (Зайцев) пишет: valerius_borzov May 31 2013, 04:50:06 UTC
Автор старттопика - я.

Прекрасно понимаю, что православие отстаивает синергию Бога и человека в спасении. А вот насчет онтологического причастия... именно этого Палама и старается избежать. По этой причине он склонился к умозрительной теории божественных энергий. Конечно же, постоянно в своем труде (Триады) он уточняет, что эти энергии неотделимы от самой Божьей сущности. Однако, у читателя четко вырисовывается схема: вот Сам Бог, а вот энергии.

То же самое делал и Несторий, называя благодать силой, необходимой человеку для спасения (это я своими словами).

Кстати, Ваше представление о протестантском учении о спасении сильно деформировано. Почитайте Дональда Ферберна. Очень смиренный, уважающий чужое мнение автор.

Reply


Leave a comment

Up