О понимании благодати

May 30, 2013 11:14


Валерий Борзов для alex-pro-1
Предварительное замечание к вопросу о благодати Божьей.

Рассматривая эту важную реалию, я обнаружил, что на востоке не спорят о присутствии благодати Божьей в Ветхом Завете. Почему? Благодаря учению Григория Паламы (1296-1359), если говорить упрощенно, благодать это божественные нетварные энергии, исходящие от Самого ( Read more... )

Leave a comment

Comments 7

valerius_borzov May 30 2013, 07:21:32 UTC
Хочу признаться, что был шокирован десятками ваших комментариев к предыдущей http://alex-pro-1.livejournal.com/385513.html моей записи. Предполагал просто поделиться темой своего проекта. Развернувшаяся дискуссия (молюсь, чтобы она протекала мирно и конструктивно) неимоверно помогает мне в работе над дипломом. Главное, я вижу, что тема важна и востребована. Спасибо!

Reply


Архимандрит Константин (Зайцев) пишет: trubchyk May 30 2013, 12:09:43 UTC
С именем Пелагия связано лжеучение, схематически упростившее и духовно опустошившее церковное понимание благодати. Он различал три вида ее: благодать естества, присущую от природы каждому человеку; благодать закона, дарованную в Завете Ветхом, и благодать Христову, принесенную Господом. Можно, конечно, и должно различать обилие благодатных даров по признаку различения мира языческого, ветхозаветного и христианского, но Пелагий низвел действие новозаветной благодати до уровня морального воздействия на людей учения и примера Христа. Против него восстал блаж. Августин, который, однако, в своем увлечении обратился к крайности противоположной, действием благодати уничтожив начало человеческой свободы: человек спасается, избранный от века для того Богом и искупленный Христовой жертвой, все же остальное растленное человечество, не вошедшее в число избранных - не в силах спастись. Две эти крайности Запад искал примирить, механически разобщая благодать и свободу и размышляя над их взаимодействием, как двух отдельно действующих сил, якобы ( ... )

Reply

Re: Архимандрит Константин (Зайцев) пишет: valerius_borzov May 30 2013, 13:36:31 UTC
Красиво. Благообразно. Апофатично. "Протестантизм сливает понятие благодати с понятием милости, не вменяющей человеку его греховности, в нем сохраняющейся. Для православного сознания благодать сливается с человеком, содевая постепенно, с свободного изволения человека и в помощь его доброй воле духовное его преображение." - Это к вопросу спасения. Опять-таки, обратите внимание, для протестантизма спасение - действие милующего Бога, а для православия - свободное изволение человека. Хм... спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Reply

Re: Архимандрит Константин (Зайцев) пишет: trubchyk May 30 2013, 13:55:42 UTC
Видимо, православные не считают, что они НЕ в роли утопающих, а в роли заболевших грехом. Так что больной человек может прийти к врачу и пользоваться прописанным от него лекарством.
А вот с утопающим уже другой вопрос.

Reply

Re: Архимандрит Константин (Зайцев) пишет: valerius_borzov May 30 2013, 15:06:03 UTC
Спасибо за источник!Полезно.

Reply


Leave a comment

Up