Почему я ем кошерное и ненавижу маркетологов

Jan 13, 2015 07:19

 
  
  
Когда я летаю - а летаю я постоянно - я стараюсь заказывать на рейсах кошерную еду. Т.е. еду, приготовленную согласно требованиям еврейской религии.

Дело не в том, что я религиозен - я вырос в СССР и считаю себе закоренелым атеистом (или, как сейчас модно говорить, агностиком).

Но вот вам две фотографии самолётной еды. Две баночки паштета. Фотографии кликабельны, чтобы Вы могли прочитать надписи.

На первой баночке, которую я получил, по-моему, на борту S7, написано «Деликатесный паштет из мяса птицы» и нарисован петушок. А вот состав: «Свиное мясо, свиная шкурка, свиной шпик, свиная печень, куриная печень, модифицированный крахмал Е1442, вода, консервант Е250, соль, пряности». И только мяса птицы нет...
  • Как выражается в таких случаях коллега slavinsky, «сосиски молочные из чистого дерьма и мыла». Я даже не стал открывать банку и пробовать эту дрянь - только сфотографировал для блога
На второй баночке, которую «Аэрофлот» выдаёт в коробке с кошерным питанием, написано «Паштет из курицы с грибами». Состав: «Куриная грудка, куриный бульон, лук, чеснок, морковь, шампиньоны, маргарин, растительное масло, сахар, соль, специи». И никаких ядохимикатов, канцерогенов и отходов со скотобойни.

Это не премиальный продукт - это просто нормальная еда, какой она должна быть, не более того. Но при этом я не сомневаюсь, что второй паштет в магазине будет стоить дороже. Куриное филе стоит дороже свиной шкуры и крахмала.

Но много ли покупателей в России имеют привычку читать состав продукта и освоили навык использования смартфона в качестве лупы, чтобы читать неразборчивый мелкий шрифт?

А те 99%, что не вникают в детали, выберут первый паштет - смесь размолотой свиной шкуры, гидроксипропилдикрахмалфосфата, нитрита натрия и прочих... э-э-э-э... продуктов. Потому что название, дизайн и низкая цена
  • И при этом будут считать, что вкушают деликатес из мяса птицы, да
Этот выбор клиентов делает для производителей выпуск «еды из дерьма и мыла» более выгодным, чем «еды из еды». И инвестиции в красивое название и красивую упаковку - более выгодными, чем инвестиции в ингредиенты и технологии.

Супермаркету тоже оказывается выгоднее торговать «едой из дерьма и мыла» -её активнее покупают, можно поставить более высокую (в процентном выражении) наценку и всё ещё продавать дёшево, быстрее оборачивается вложенный в этот продукт капитал.

В итоге всё, что не сделано из «дерьма и мыла», автоматически уходит в категорию «премиальных» продуктов - а в эконом-сегменте остаётся только то, что остаётся.
  • Но это возможно только потому, что клиенты готовы жрать паштет из обрезков свиной шкуры под видом птицы и запивать его газированной смесью сахара, ортофосфорной кислоты и краски из давленных вшей насекомых. Хуже того, клиенты ещё и предпочитают эту дрянь нормальной еде
Но всё-таки даже эти клиенты не настолько тупы, чтобы покупать продукты из дерьма и мыла, если на упаковке будет открытым текстом написано, что они из дерьма и мыла.

Станете вы покупать «Паштет из свиной шкуры и жира с модифицированным крахмалом», «Гамбургер из обработанных нашатырём отходов скотобойни с глютаматом натрия» или «Напиток из сахара, фосфорной кислоты и химических красителей с ароматизаторами»? Опаньки...

И вот тут-то в игру и вступает маркетолог. Который переименовывает продукт в «Деликатесный паштет в парижском стиле из нежного куриного мяса с прованскими травами весеннего сбора», создаёт привлекательную упаковку и POS-материалы, а также снимает рекламу, создающую впечатление натуральности продукта.
  • Вспомните ролики бульонных кубиков - можно ли по ним догадаться, что продукт состоит в основном из соевого белка, прокипячённого в соляной кислоте?
И когда я вижу такие вещи, я сам начинаю ненавидеть маркетологов.

Меня порой обвиняют в том, что я учу поднимать продажи, впаривая и втюхивая, что рост бизнеса моих клиентов связан с манипулированием клиентами... и даже за вчерашнюю публикацию кто-нибудь наверняка выскажет мне своё «фэ».

Но если говорить начистоту, я не вижу никакого зла в том, чтобы подтолкнуть покупателя фотоаппарата к приобретению сменного объектива, а человека, выбирающего турагентство или фитнес-клуб, к обращению в «А», а не в «Б». И даже в ценовых трюках я не вижу особого зла, потому что если клиента не устраивает цена, он просто не купит.

Но здесь происходит совсем другое. Людей обманывают, вводят в заблуждение, и продают им то, что разрушит их здоровье.

Конечно, особо тёплое место в аду заслужил Эдвард Бернайс, который приучил американских женщин курить (он убил больше людей, чем атомная бомба в Хиросиме), и его коллеги - маркетологи табачных компаний.

Но и те, кто продаёт паштеты из обрезков свиной шкуры под видом куриного филе, полагаю, окажутся где-то неподалёку.
  • И одна из причин моего уважения к Сергею slavinsky, помимо его вдумчивости в маркетинге - это его многолетние попытки объяснить российским коллегам, что вместо создания прибыли за счёт производства куриного паштета из обрезков свиной шкуры, можно создавать прибыль за счёт формирования ценности для клиента
Ну а пока ситуация на рынке такова, какова она есть - я заказываю в российских самолётах только кошерную еду.

Еврейская религия требует делать еду из еды, а курирующий производство и выдающий сертификаты раввин не берёт взяток, потому что опасается гнева не ОБЭП, а, как сказал бы Булгаков, «другой инстанции». Поэтому в кошерной самолётной порции паштет будет из мяса, салат из овощей, а ягодный десерт - из ягод.

Чего и вам желаю!

P.S. Хотите, чтобы Ваш бизнес работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Хотите узнать, как сделать, чтобы бизнес требовал вдвое меньше Вашего времени и приносил вдвое больше денег? Приезжайте на мой VIP-тренинг «Бизнес под пальмой» - в феврале 2015 на берегу тёплого моря. Скидки до конца января

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров

Добавить в друзья          

О себе, Маркетинг, Размышления

Previous post Next post
Up