Вчера я обещал Вам рассказать, почему считаю книгу Котлера "Основы маркетинга" очень и очень опасной и почему Котлер испортил жизнь многим российским бизнесменам.
Причина проста. Котлер пишет о "маркетинге для больших". Все его примеры - это примеры, где бюджеты измеряются как минимум десятками, а порой и сотнями миллионов долларов, где фирмы могут позволить себе 12 лет вести разработку продукта, затем полгода тестировать рынок, и потом ещё два года продукт дорабатывать, где компания имеет собственный большой отдел маркетинга и дополнительно нанимает сторонние фирмы для проведения исследований...
Поэтому идеи Котлера для малого и даже для среднего бизнеса будут бесполезны. Но это бы полбеды. Отсутствие пользы - это ещё не вред. Это ноль, но не минус.
Вред же заключается в том, что читатель-бизнесмен может поверить: вот это и есть маркетинг.
И тогда произойдёт одно из двух. Либо предприниматель будет пытаться действовать так, как описано в книге Котлера - и это с высокой вероятностью его разорит. Либо он откажется от маркетинга вообще - и будет вести свой бизнес примерно как автомобиль, стоящий на ручнике.
Поэтому предпринимателям надо знать, что маркетинг отнюдь не всегда выглядит так, как в книге Котлера - и что есть методы для малых бизнесов тоже.
Поделись с друзьями: