«Я очень надеюсь, что решение о выделении Украины очередной финансовой помощи будет положительным, поскольку это необходимо для возобновления мира и стабильности в стране. Ведь мы понимаем, что главный риск сегодня геополитического характера. И если он будет снят, то украинцы смогут сосредоточиться на восстановлении экономики», - именно так звучала речь главы Международного валютного фонда Кристин Лагард в феврале, после того, как миссия МВФ в Украине дала предварительное «добро» на выделение 17,5 млрд долларов кредита.
http://thekievtimes.ua/economics/423886-chego-mvf-xochet-ot-ukrainy.html Вот мы критикуем Международный Валютный Фонд, и даже стебемся над его проектами, а ведь, если говорить серьезно, во всех его предложениях и проектах есть вполне разумная и обоснованная логика. Взять хотя бы условия МВФ для Украины. В сущности, к чему сводятся все рекомендации? К наведению элементарного хозяйственного порядка, основанного на принципе - каждый товар или услуга должны быть полностью оплачены. Бюджет страны должен быть профицитным. И далее по списку. Да и вообще государство обязано заниматься лишь общим регулированием, но не являться хозяйствующим субъектом.
На первый взгляд все логично.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с энергоносителями, допустим, с газом. С одной стороны сохранившаяся советская система перекрестного субсидирования, когда тариф для предприятия и для частного домохозяйства различаются, в социальном смысле себя оправдывает. По крайней мере в общегосударственном масштабе. Но, как оно всегда бывает, каждая медаль имеет две стороны. Перекрестное субсидирование сходу загоняет экономику вопроса в совершенно нерыночную область, тем самым полностью нивелируя любые механизмы обратной связи. Зачем частнику вкладываться в экономию расходов газа, когда его тарификация является чисто волюнтаристской и в любой момент может быть куда-нибудь подвинута волевым политическим решением? Какой смысл предприятиям нести расходы на снижение энергопотребления, если и так понятно, что в тарифе сидит изрядная нерыночная составляющая, исключить которую из него все равно не получится? В результате и тем и другим кажется проще попробовать надавить популизмом на правительство для снижения своих издержек, чем тратить свои деньги на техническую модернизацию. По этому в той же Германии, где подобного субсидирования нет, экономика уже сама собой вышла на уровень энергообеспечения жилья в 0,9 кВт/м2, в то время, как на Украине оно не может опуститься ниже 1,5 - 1,7 кВт/м2.
Причем тотальная непрозрачность системы ведет как к непобедимости в ней коррупции, так и к невозможности какого-либо стратегического перспективного планирования. Понять, сколько потрачено денег, можно только постфактум. Кажется вполне логичным желать это болото, так сказать, мелиолировать. В том смысле, что привести к виду, привычному для западного человека.
Вот только эта привычность мышления знакомыми категориями играет с МВФ злую шутку. Они красиво рассуждают про необходимость выхода на безубыточный государственный бюджет, но как-то забывают, что в ЕС нет ни одной страны с профицитным государственным бюджетом. Впрочем, это даже не самое главное. Привычная западная система организации социума вообще принципиально отличается от нашей по всем базовым показателям. Включая медицину и пенсии. Чтобы придти к их виду, обязательно требуется полностью уничтожить наш. Без всякой гарантии того, что потом на расчищенном месте тут же пойдет в рост новая поросль уже западного вида.
Ну, предположим, Украина подымет в 3,5 раза тарифы на газ для конечного потребителя, а потом еще увеличит их вдвое, что произойдет дальше? Люди станут больше платить? Эт вряд ли, так как, чтобы больше платить, надо больше зарабатывать. А с работой и зарплатой в стране плохо. И дальше будет только хуже. Значит платить они будут не больше, а меньше. Но инфраструктуру это не сократит, т.е. издержки на ее поддержание в рабочем состоянии останутся прежними. Даже если в многоквартирном доме останется всего один-единственный честный плательщик. Следовательно, снова убытки и необходимость опять повышать тарифы... И так до тех пор, пока платежеспособных потребителей не останется совсем.
Таким образом получается, что цель, к которой МВФ пытается привести Украину, является мечтой. Красивой. Привлекательной. Но совершенно недостижимой в реальности. В МВФ даже близко не представляют, как можно к ней придти не абстрактно, а именно с этими людьми, с этой инфраструктурой, с этими проблемами. То, что предлагается со стороны МВФ ведет лишь к разрушению. Ладно бы на Украине, но рекомендации Фонда оказались фатальными для экономик абсолютно всех "переходных стран". Старую систему там разрушили, а новая не запустилась. Примерно как программа Григория Явлинского "500 дней". Не запускается экономика Украины. Не запускается экономика Греции. Испании. Португалии. Ирландии. Вообще нигде не запускается.
По-моему, из этого следует минимум два базовых вывода.
Во-первых, рекомендации МВФ вовсе не несут благо для развивающихся экономик. Долговое бремя - несут. Структурную деградацию - несут. Но как построить ту утопию, которую эксперты Фонда себе представляют, они не знают даже близко.
Во-вторых, Украина денег Фонда не получит уже никогда. Потому что его требования потеряли адекватность реальному положению вещей и в действительности неисполнимы. Если поднять тарифы на тот же газ еще в 3,5 раза, то Украина развалится быстрее, чем в ней сложатся условия, необходимые для работы новых рыночных механизмов. Тем более, что сами эти механизмы, так, как их описывает МВФ, не работают даже в развитых западных странах.
Впрочем, как бы там ни было, Киев сейчас выбрал еще более разрушительный путь - пытаться имитировать реформы в надежде выклянчить еще какие-нибудь деньги внешней кредитной "помощи". Фактически, об их возврате уже речь не идет. Подспудно даже руководство страны понимает, что эти кредиты Украина не отдаст уже никогда. А любая имитация означает лишь пустую трату самого дефицитного ресурса в мире - времени. Когда старое уже не работает, новое еще не работает, и не заработает, так как проблема на самом деле не решается вообще никак. Страна не ищет новые рынки сбыта, так как нечего сбывать. Страна не пытается выйти на новые рынки, так как не на что проводить техническую модернизацию. Не на что ее производить, так как отсутствует стратегическое представление о том, как должна выглядеть украинская экономика, скажем, через 20 лет. А без этого невозможно составить сколько-нибудь толковый бизнес-план, с которым бы было можно начать искать инвесторов. Да и желания 20 лет неукоснительно исполнять принятое решение, без его постоянного пересмотра и перепринятия, на Украине тоже нет. Что делает совершенно невозможным любое стратегическое планирование, в каком бы направлении, западном или восточном, оно ни велось.
Это тупик. Но МВФ, похоже, этого не понимает.