Утраченный смысл крещения

Nov 27, 2013 14:31

Насколько мы правильно воспринимаем смысл таинства крещения? Правильно ли мы относимся к литургическим богослужениям? Эти вопросы остаются актуальными и сегодня для всех христиан, как придерживающихся традиций так и для тех, кто только воцерковился, пройдя через катехизацию. Прот. Александр Шмеман призывает найти и восстановить смысл таинств, восстанавливая и укрепляя через них единство с Богом.

Оригинал взят у pa_o_lina в Утраченный смысл крещения

Adrian Agachi. Botezul ca stare permanentă de convertire duhovnicească (Крещение как непрерывное состояние духовного обращения). 03.04.2011.

Прот. Александр Шмеман неоднократно толковал содержание таинств, стремясь донести до сердец и умов верующих мысль об их особой значимости для христианской жизни. Как это ни парадоксально, основным препятствием на пути современного христианина является не опасность секуляризации, а его собственное восприятие того, как благодать Святого Духа действует через литургические службы. Крещение, хотя и считается основополагающим для начала христианской жизни, больше не рассматривается как то, что определяет все существование верующего. В наши дни момент крещения больше связывается просто с приятным воспоминанием из прошлого, которое никак не резонирует с настоящим. Но является ли такое восприятие правильным и подлинным?

Разумеется, такое восприятие ошибочно, однако его разделяют многие христиане. Отсутствие интереса к литургическим богослужениям характерно не только для секуляризованного Запада, но и для многих православных общин в Восточной Европе. К сожалению, немало людей живут литургической жизнью "заочно", путая ее с простой личной молитвой, совершаемой с поспешностью. В то же время, немало таких верующих, которые, несмотря на регулярное участие в литургических богослужениях, ведут свое церковное существование по инерции, которая отнюдь не благотворна.Христианину необходимо углубляться в понимание того литургического богослужения, в котором он участвует. К сожалению, мы наблюдаем проблему невежественного восприятия большинства таинств. Священное Писание и Священное Предание подвергают такое невежество резкой критике. Таинство крещения не является исключением. Для многих людей оно сводится к сорокаминутному пребыванию в храме без хотя бы минимального понимания литургического акта, а также к нескольким часам индивидуальной радости на последующих крестинах. Следует отметить с самого начала, что таинство крещения совершается не индивидуально, но предполагает реальную включенность общины, которая молится о вхождении в нее нового члена-христианина и о его возрастании в новой жизни, в которой он будет вместе со Христом. Однако этот аспект отсутствует в литургической жизни современной христианской общины. Прот. Александр Шмеман прав в своем утверждении о том, что мы сталкиваемся с отсутствием крещения нашей жизни. "Попросту говоря, крещение отсутствует в нашей жизни. Конечно, оно все еще признается как самоочевидная необходимость. Против него не выступают, его необходимость не подвергают сомнению. Оно все время совершается в наших церквах. Иначе говоря, оно принимается как нечто «само собой разумеющееся». И однако, несмотря на все это, я осмелюсь утверждать, что в весьма реальном смысле оно отсутствует, и что в этом «отсутствии» коренится трагедия Церкви в наше время" ("Водою и Духом"). Таинство Крещения становится просто одним из пунктов в списке родителей, которые хотят воцерковить своего ребенка. Явное отсутствие интереса со стороны большинства христиан к глубинным смыслам таинства препятствует взаимодействию полученных в крещении даров с умами и сердцами новообращенных. Крещение действенно как таинство, но на его плодах с течением времени негативно отражается секуляризированное мышление христиан, которые избегают участия в литургической жизни и, следовательно, приводят к стагнации в литургической жизни своих детей.

Утраченный смысл крещения

Если в странах с крепкими православными традициями таинство крещения может быть интерпретировано адекватным образом, и христиане могут проходить катехизацию должным образом, то на Западе любая христианская община ощущает на себе последствия секуляризации. Это явление наблюдается и в академическом богословии, которое из практических соображений больше занимается рациональными схемами, при этом явным образом игнорируя святоотеческое предание и глубинные смыслы книг Священного Писания. По этой причине прот. Александр Шмеман довольно резко критикует эту тенденцию, которая проявляется, в том числе, в отношении таинства крещения и в которой конкретным образом теряется основной смысл литургического акта. "В этих учебниках крещение определяется почти исключительно как средство очищения от первородного греха и получения благодати, «необходимых» условий, в юридическом смысле этого слова, для спасения. Но при этом совершенно игнорируется сущность крещения - как таинства возрождения и восстановления, как личной Пасхи и личной Пятидесятницы человека, как вступления в λαός, народ Божий, как «перехода» из старой жизни в новую и, наконец, как эпифании (явления) Царства Божьего - всего того, что делало крещение центральным таинством в раннехристианском благочестии и опыте". Они практически игнорируется только потому, что не вписываются в законнический подход, принятый на Западе. Таинство, которое никак не объясняется, остается непонятным для участвующих в нем лиц, в то время как неправильное толкование таинства может привести еще к более пагубным последствиям. Христианин неизбежно теряет из виду сокровенные смыслы таинств, если не участвует регулярно в литургическом богослужении. При всем при этом следует отметить, что в наши дни многим христианам не хватает этого литургического сознания, хотя они пытаются часто принимать участие в таинствах. Многие люди не были надлежащим образом катехизированы, другие же умышленно игнорируют советы священников и приходских консультантов. В этих условиях прот. Александр Шмеман мог бы сказать, что в настоящее время наибольшая вина в утрате восприимчивости к глубинному смыслу таинств лежит на нас самих. Таинство крещения почти не менялось на протяжении целых столетий. Наша мера оказывается меньше, чем мера тех, кто жил до нас. "И если наша работа о крещении показывает расхождения между прошлым и настоящим, то мы надеемся, что из нее видно также, что эти расхождения вызваны не каким-либо радикальным изменением человека, не несоответствием будто бы устаревших идей современному человеку, как многие думают сегодня, но коренится в прогрессирующем отходе самих христиан от их собственной традиции, от того отношения к миру, которое вытекает из их веры и выражается в их богослужении". Иными словами, прот. Александр Шмеман призывает нас вернуться к утраченным смыслам и возродить подлинное понимание своей веры, которая предполагает единство с богочеловеческой Личностью Иисуса Христа.

Связь между крещением и Евхаристией

Как уже было ранее отмечено, в наши дни христианская община утратила два ключевых измерения - адекватное участие в таинствах и правильное отношение к их смыслам. Прот. Александр Шмеман считает, что маргинализация таинства крещения стала происходить одновременно с его отделением от таинства Евхаристии. Вы справедливо спросите, как это возможно, если всякого младенца после крещения причащают. Как утверждает прот. Александр Шмеман, в раннем христианстве крещение входило в Божественную литургию. На протяжении церковного года совершались литургии, на которых принимали крещение взрослые или дети. Таинство крещения было объединено с Божественной литургией, и таким образом вся община участвовала в принятии нового члена. Эта практика была ограничена во времени, а катехумены или оглашаемые (взрослые, готовившиеся ко крещению через слушание огласительных бесед и участие в некоторых литургических богослужениях - прим. авт.) могли креститься только в такие особые праздники, как Рождество Христово или Пасха. По твердому убеждению прот. Александра Шмемана, это полное отделение крещения от литургии привело к тому, что христиане перестали придавать надлежащее значение этому таинству посвящения в христианскую жизнь. "Теперешний христианин не связывает ни свою жизнь, ни жизнь Церкви с крещением. Он, разумеется, знает, что он был крещен и что крещение есть необходимое условие принадлежности к Церкви. Но это его знание остается абстрактным (...) Крещение перестало быть для него постоянной реальностью и опытом, освящающим всю его жизнь, вечным источником радости и надежды. Это событие зарегистрировано где-то в его свидетельстве о крещении, но отнюдь не в его христианской памяти. И он уже не воспринимает Пасху и Пятидесятницу, Рождество и Крещение Господне и все церковное богослужение в их непосредственной связи с его собственным крещением, как реальности, которые обретают свое значение и действенность в крещении и через него". В своем труде прот. Александр Шмеман предлагает набросок возможного чинопоследования крещальной литургии, которое может быть использовано во время православного богослужения. Однако решение этой проблемы секуляризованного и секуляризирующего менталитета кроется не в том, чтобы просто прикрепить чин крещения к литургии.

Возвращение к изначальному измерению богослужения

Учение, литургический опыт, духовное усилие - эти три элемента с точки зрения русского богослова являются основаниями для возрождения утраченного смысла крещения. Единство христианского учения должно быть восстановлено, так как в настоящее время богословские дисциплины, общепризнанные в прошлые века, стали существовать отдельно друг от друга. Если они не будут взаимодействовать, то может сложиться так, что с литургической точки зрения крещение будет иметь определенный смысл и значимость, а в догматическом и аскетическом плане положение вещей будет отражать совсем другую реальность. Деление богословских дисциплин необходимо, но только в границах хранения единства христианского учения. Литургический опыт также важен, поскольку он дает нам возможность конкретным образом приобщиться к спасительным аспектам, присутствующим в таинствах. Однако для приобщения к ним, пишет прот. Александр Шмеман, необходимо возвращение к святоотеческому толкованию и библейскому измерению богослужения. Третий аспект, на который указывает русский богослов, - это духовное усилие. Необходимо с особой внимательностью идти по пути православной духовности, которая зиждется на наследии Священного Предания, и учитывать, что вокруг нас существует множество духовных суррогатов, претендующих на непререкаемый авторитет. Однако, по сути, стало "очевидно, что ни одно из этих "возрождений" - богословское, литургическое, духовное - не может произойти мгновенно, как плод чисто внешних реформ и нововведений. Необходимы терпеливое изучение, бережное пастырское отношение, большая любовь. И, прежде всего, мы нуждаемся в углублении нашего церковного сознания, самой души Церкви, в стремлении к "живой воде". Я абсолютно уверен, что такое возрождение не только желательно и возможно, но что только в нем, только всеобщим восстановлением истинного значения крещения, его полноты, красоты, силы и радости, мы сможем снова сделать нашу веру "победой, победившей мир" (1 Ин 5:4)". Терпение и любовь - единственные пути, которые могут открыть нам заново красоту таинств и сокровищницы заключенных в них смыслов.

таинство, прот. А. Шмеман, крещение, перепост, литургия, сакраментология, церковь

Previous post Next post
Up