Пояснение
Написал несколько объёмных работ - буду выкладывать их по частям. И воспринимается легче, и выяснить можно подробней, если вопросы появятся. Тэг: История с продолжением
Размышления о видео (часть 1)
Меня попросили поснимать предзащиту кандидатской диссертации - прекрасный повод, чтобы подумать о видео.
Прежде всего, mini-DV - это странное цифровое видео, так как цифра записывается на плёнку. Ещё не дискретное окончательное (это я так себя уговариваю) - плёнка тянется, длится. Но уже и не аналоговое. Несомненно же - дискретное, но так приятно думать, что не до конца. И этой мысли потакает ещё и особенная фактура изображения, близкая VHS (особенная настолько, что к ней нужно привыкнуть): шум в недосвете, съеденные цвета в пересвете, малый динамический диапазон, зернистость. Возможно, mini-DV - это Super 8 цифровой эпохи: угловатое зерно, которое никогда не будет похоже на «благородное» зерно 16 мм, которое рождает словно припорошенное сажей изображение, как говорил Ален Таннер. Но, если отбросить ностальгию по тёплому ламповому звуку благородной патине шестнадцатимиллиметровой плёнки, можно сказать, что мне очень нравится фактура изображения mini-DV видео, и я уже не пытаюсь «вытянуть» из него нечто большее, вытаскивая добавочную стоимость из такого «хилого» капитала. А, посмотрев работы Венсана Дьётра, я вообще успокоился насчёт mini-DV-изображения, куски которого у этого режиссёра смотрятся оригинально и органично.
1. Предзащита кандидатской - перформанс скучноватый, а видео нужно что-то более энергетичное: акционистский жест, репетиция пьесы, флеш-моб, культурная провокация. И поэтому я невольно вытался придать этому часовому куску жизни между двумя нажатиями кнопки rec интересность, может быть даже саспенс. Если хотите - нарратив. И постоянно одёргивал себя - в этом куске жизни не было повествования в классическом смысле. Начало и конец - а между ними гомогенная материя, подчинённая канону предзащиты. Интересно, что структура и повествование в данном случае не совпадают - структура есть (ритуальность есть), а повествования нет. Сценарий есть - а кина нет. Желание нарратива и постоянное одёргивание, что не следует его искать.
2. Ромеровская съёмка диалога. Быстрый вопрос и быстрый ответ провоцируют на то, чтобы перебрасывать камеру - такая себе немонтажная «восьмёрка». Но провокация быстро выдыхается - становится интересней снимать реакцию вопрошающего (гиперпрямая и косвенная речь Ромера). Потом вообще начинаешь делать движения на вопрошающего и отвечающего, останавливаться на их лицах пользуясь каким-то джазовым принципом - отвечая на какие-то мелкие смены тональностей. Оказалось, что темп перформанса можно менять, сбивать, формировать темпом съёмки - Майлс Дэвис словно не слышит граунд-бит и расставляет ноты как ему хочется. Отрыв от темпа перформанса.