Я только что вернулся из Австрийских Альп, но напишу про велосипедный Родос. Т.к., если я не напишу про него сейчас, то не напишу уже никогда, а рассказать хочется, да и
историю нужно завершить.
С недавних пор я без байка далеко от дома не уезжаю и в этот раз тоже взял его с собой, особенно посмотрев карту и нехилый рельеф острова на Гугл-мапе.
Сразу скажу, что Родос для МТБ - отличное место! Не Альпы, конечно, и даже не Крым, но тем не менее.
Остров очень гористый, высшая точка около 1200 м, основная часть промежуточных горок 300-500 м, на которые приходится залезать практически с нуля, если жить у моря.
Весь остров оплетен сплошной паутиной горных дорог - это каменистые проселки, местами размытые еще в зимний сезон дождей, но для какого-нибудь джипа вполне проходимые. Я, правда, машину там встретил только один раз - джип-пикап какого-то деда-охотника.
Т.к. дороги эти все-таки предполагают использование автомобилями, каких-то особенных интересностей и техничности для катания в них нет и апхиллы вполне щадящие - в половине случаев градиент 5-6%, в половине - 10-12%. Нередки подъемы до 20% и выше, но обычно они короткие. То, что апхиллы щадящие, я понял только в Альпах, где меньше 10% - это плоскотня и редкость, - на Родосе меня и такие подъемы часто вгоняли в отчаянье :-)
День мой обычно начинался в 5 утра - я просыпался еще затемно, чтобы с первыми лучами солнца выехать из дома. С 6 до примерно 10-11 утра я колесил по горам, т.к. ближе к полудню начинался аццкий солнцепек и мозг реально закипал и выходил со свистом через дырки в шлеме. Обычно за день накручивал 40-60 км с суммарным набором от 1000 и выше.
Целью всей поездки я себе поставил покорение высшей точки острова - горы Аттавирос. Проложил себе примерный маршрут по прилегающим горам, через три монастыря - и каждый день его обкатывал, продвигаясь все ближе и ближе к заветной цели. Карт у меня было несколько, но все плохие. Одна - карта генштаба СССР 80-х (если не 60-х) годов, на которой не было половины дорог и было много прикольных географических названий, которые уже давно заменены греками на что-то более благозвучное. Например бухта, рядом с которой я жил, называлась "Пенис", рядом была деревня "Пефко" и гора "Марадона". Все названия на карте написаны на русском :-)
Вторая карта - купленная на месте километровка - весьма условная и хорошо отображающая, в основном, асфальтовые дороги - грунтовки там показаны как-то выборочно и схематично.
Поэтому я пробивал себе маршрут к Главной Горе методом проб и ошибок, записывая путь каждого дня в GPS, чтобы потом иметь возможность его повторить. Сначала доехал до одного монастыря, потом два дня блуждал в поисках монастыря Тцари. С трудом нашел его в горах, зато там увидел очень интересную древнюю церковь, о которой я уже написал ранее, и пообщался с местным старцем.
После этого стал морально и физически готовиться к штурму Аттавироса, который и предпринял в предпоследний день.
Но до этого я сформулировал две основные велосипедные "достопримечательности" Родоса. Одна прикольная, другая - не очень.
Первая - это козлы! Козлы - в самом прямом смысле, т.е. животные. Они там везде и их просто до хуя! Козлы системно (с колокольчиками) бессистемно (как душе угодно) пасутся на склонах гор - и пологих, и крутых и просто отвесных. Я бы наверное, не смог бы там даже стоять, а козлы - бодро скачут вверх и вниз. Бывало, едешь по дороге, перед тобой козел - он дико шугается (они там все очень пугливые) и соскакивает с отвесного обрыва прямо в пропасть. Я уже, потирая руки, предвкушаю ужин из туши свежепогибшего на скалах молодого козла, подхожу к обрыву и вижу эту скотину, уже пасущуюся снизу по склону! Это демоны какие-то прямо! Но демоны очень пугливые, поэтому ни одной их фотографии мне сделать не удалось. И еще эти демоны аццки вонючие, вонь чувствуется за многие десятки метров - я наконец лично понял, что значит поговорка "пахнет, как от козла" :-)
Вторая достопримечательность - это колючки! Блядские, вредные колючки! См. фото ниже.
Стоит проехать по траве, как они тут же прилипают к колесам и оставляют в покрышках и камерах можество микро- и макродырок. Воздух начинает травить через них очень медленно и первые пару дней можно спокойно катать, лишь иногда подкачивая колеса. Но зато потом, когда приходится таки клеить камеры, в них обнаруживаются десятки, если не сотни дырок! Я опрометчиво взял с собой только одну запаску и весьма ограниченное количество заплаток и клея. Каждый вечер мне приходилось клеить камеры раз по 10, поэтому очень скоро я оказался в катастрофической ситуации, когда все камеры были дырявые, а клеить их было нечем! Пришлось ехать в столицу Родоса - одноименный город Родос, там я с огромным трудом нашел единственный веломагазин и за 5 минут до закрытия успел купить новые камеры и много-много заплаток! Поездка была спасена! :-)
Вобщем, обувшись в новые камеры, я выдвинулся поутру в сторону Аттавироса. Довольно быстро преодолел уже разведанную часть маршрута, проехал все монастыри и двинул искать дорогу на саму гору. В ЖПСе у меня были забиты координаты вершины и я просто пилил, выбирая дорогу примерно в этом направлении.
Места офигенно красивые - скалы, сосны, русла ручьев, местами - виноградники. Козлы опять же.
Вдруг слышу прямо по курсу выстрел - очень близко. Потом еще один. Становится стремно: вдруг сейчас подстрелят, как горного козла. Осторожно пробираюсь вперед, вижу джып и рядом с ним старичка охотника. Он стоит ко мне спиной и что-то увлеченно делает со своим ружьем - кажется, запихивает в него свежие патроны. Я не нашел ничего лучше, чем подойти сзади и похлопать страричка по плечу со словами "Хэллоу". Чувак подпрыгнул от неожиданности, повернулся и еще раз подпрыгнул, увидев перед собой существо в яркой одежде в шлеме и с велосипедом. Странно, что он сходу не высадил в меня весь свой боезапас.
Когда прошла неловкая пауза, я стал выяснять у него, как проехать в деревню Исидорос и оттуда на Аттавирос. Старичок по-английски говорил еще хуже, чем я - по-гречески. Поэтому я просто стал разговаривать по-русски. И, как ни странно, чувак стал понимать меня гораздо лучше! Более того, некоторые греческие слова показались мне созвучны с русскими и я быстро понял, куда нужно фигачить дальше (старик показывал куда-то рукой и говорил "даще, даще"). И еще круче, охотник сказал, что проводит меня на машине! От предложения погрузить байк в кузов я гордо отказался и поехал, глотая пыль, за джипом. Дедок явно переоценил мои возможности и жарил довольно бодро - хоть я на спусках ехал быстрее него, в подъемы он неизменно отрывался. Однако дождался меня - потного и пыльного - на финальной развилке и указал окончательное направление. Да его и так уже было видно - гора была передо мной.
Но гора, скажем прямо, очень не хуевая - крутая и скалистая. Я принялся искать проезжаемый путь на верх. На карте была какая-то дорога, по типу аналогичная другим автомобильным грунтовкам, но на деле она оказалась какой-то древней монашеской тропой через скалы! (Там табличка даже была). Пришлось довольно долго тащить байк на себе в гору - привет "Чертовой лестнице" в Крыму! :-)
Наконец я вылез на какое-то промежуточное плато и увидел там нечто - ветряные электростанции! Огромадные такие пропеллеры на ножках - с лопастями метров по 20-30 в длину, наверное. Лопасти вращаются небыстро, но с жутким низким гудением - если стоять рядом, зрелище довольно устрашающее.
И дальше уже пошел крутой серпантин на вершину. Солнце уже пекло прилично, я успел к этому моменту набрать больше тыщи метров, поэтому главный подъем дался мне нелегко. Вроде бы вот уже вершина совсем рядом и, кажется, что выше ничего быть не может, как вдруг за поворотом открывается новый подъем - в бессильной злобе я грязно ругался, но продолжал крутить. Плюс особенно бесили вездесущие козлы, которые, как ни в чем не бывало, скакали там, куда мне еще только предстояло с трудом влезть.
Но, в общем, одолел я этот апхилл, заехал под знак "Стой! Дальше нельзя! Стреляю!" и упал перед воротами обсерватории (по совместительству военной базы), находящейся на самой вершине. Там из охраны были только козлы (в хорошем смысле), поэтому я безнаказанно сфотографировал всё, что захотел, съел шоколадку, запив изостаром, послал победные смс-ки друзьям и похуярил вниз.
Вниз я поехал по автомобильной грунтовке, спускавшейся на другую сторону горы, т.к. скакать вниз по горной тропе желания не было никакого и конкурировать с козлами я был не в состоянии. С ветерком срубился вниз и у подножья всретил какого-то велосипедиста - улыбчатого волосатого растамана на байке, груженном всяким барахлом. Чувак только начинал свой подъем и впереди его ждало много нового и интересного, поэтому я не стал портить ему праздик и заранее рассказывать сюжет фильма, героем которого он стал. :-)
Мне же оставалось пропилить пару десятков км по асфальту вокруг горы, чтобы выехать к деревне Лаэрма, от которой уже шел постоянный спуск в сторону моего дома у моря.
Но, блядь, солнце пекло уже немилосердно, а асфальто-километры оказались очень долгими и гористыми. Дорожное покрытие было таким горячим, что я боялся останавливаться надолго: казалось, что покрышки растают и растекутся лужицей под ногами.
Наконец добрался до поворота на Лаэрму - вроде уже недалеко. И тут выяснилось, что я опять перепутал типы дорог на карте и меня ждет еще десяток другой жесткой горной грунтовки с нехилым рельефом! Я думал сдохну... Вода у меня кончилась еще раньше, и теперь в каждый подъем я лез, как в последний раз. Страшные монстры - Гипогликемия и Дегидратация - захватили мой организм, педали крутились на полном автопилоте, ибо мозг уже умер.
Не помню как, но удалось таки добраться до Лаэрмы и выбраться на шоссе, откуда пошел длинный-длинный пологий спуск к морю. Я упал головой на руль и в этой аэродинамической позе безвольно покатил вниз. Ну и вобщем-то благополучно докатил :-)
В итоге проехал почти сотню км с набором больше 2000 м. Т.е. довольно заурядный однодневный этап какого-нибудь Транс-Альпа или Эпика :-)
Через дырки в шлеме сильно обгорела моя бритая башка - ходил потом с лишайными пятнами на голове :-) Ну и обзавелся отличным велосипедным загаром :-)
Вобщем всем рекомендую велосипедный Родос! Отличное место для открытия сезона весной.
Солнце всходит ОЧЕНЬ быстро - отвернулся, а оно уже выскочило из-за гор и начинает жарить
Редкий случай системного выпаса козлофф
Пример местных грунтовок. Я катал в одиночестве и меня фотографировать было некому, поэтому я снимал своего алюминиевого друга на фоне местных видов :-)
Та монашеская тропа
Ветряки наступают
Там вдалеке море и мой дом
Вот она, коварная близость вершины!
Это тоже море, но с другой стороны острова - у подножия Аттавироса