Известный в Твери журналист Игорь Богатырев разразился
постом о необходимости уничтожить тверской трамвай. На каждый такой пост отвечать не имеет смысла, но тут нужно из-за статусности автора. Сначала я совсем не понял, зачем Игорю вообще понадобилось писать такой радикальный пост в серьёзной и сложной транспортной области, к которой он, как я понимаю, никакого отношения не имеет. Ну, то есть, писать-то он может, конечно, однако не плохо было бы изучить вопрос, а не выдавать один за другим выводы и суждения, основанные на собственном опыте. Практика показывает, что подобные убеждения, как правило, относятся к людям, которые не углублялись в транспортную тему, в города, и в принципы работы транспортных систем. Именно суждения Игоря можно услышать от наших депутатов, которые основываясь на текущих данных о недостатке финансирования, предлагают все распродать. Нет денег - продай депо. Мало? Детский мир. Ещё нужно? «Рюмку». Извечная нехватка денег в Твери - это не уникальность и особенность нашего города, на чем так явно настаивает Игорь, а проблема всех региональных городов. Проблема системы финансирования, по которой муниципалитету ничего не остается, и главное: у него не существует возможности заработать денег. Хотя нет, единственная возможность - это продать собственность. Тогда быстро и лихо бюджет наполняется неплохой суммой.
Уникальность транспортной проблемы в Твери кроется абсолютной неуникальностью аргументов, приводимых автором. Ровно то же самое говорили в Воронеже, когда убирали трамвай: убыточен, создает пробки, гремит и все такое. И что же происходит сейчас? После того, как
Воронеж превратился в самый «стоячий» город, власти думают над выделением из бюджета миллиардов на воссоздание трамвайной системы. В Америке после автомобильного бума, которые пришелся на 30 годы прошлого века (аналогичный бум у нас произошел только в 2000х), появились крупные строительные компании и автомобильные холдинги, которые начали массово скупать трамваи, проводить рекламные кампании о их неэффективности, приводить ровно те же аргументы, которыми сегодня в 2013 году аппелирует Игорь. Это делалось для того, чтобы повысить уровень автомобилизации в городах. Если нет быстрой и удобной альтернативы личному транспорту, то человек вынужден приобретать авто, а завод получать прибыль. Так был разрушен город
Детройт в том числе из-за неверного транспортного планирования. Испорчены многие другие американские города, в которых многоуровневые развязки и многоэтажные паркинги - привычный городской пейзаж.
Возвращаясь к посту Игоря, следует отметить, что главная ошибка в оценке нынешней транспортной ситуации кроется в неверной расстановке приоритетов. Игорь, как бы выступая от большинства (именно к большинству должны прислушиваться мэр и губернатор, по мнению Игоря), забывает, что подавляющее большинство-то как раз используют общественный транспорт, а меньшинство личный автомобиль для поездок по городу. Данные, которые я привожу, это не «мониторинг моего старого друга», а показатель автомобилизации для города Твери в расчете 200-250 автомобилей на тысячу жителей. Так вот, исходя даже из этих расчетов кол-во людей, пользующихся ежедневно ОТ намного больше тех, кто использует личный автомобиль. Для сравнения - в Москве такой показатель 88% по данным Дептранса. Так что попытка уничтожить трамвай - это прямой путь к увеличению автомобилепользования в городе. Расширяя улицы за счет трамвайных рельс, вы как бы приглашаете тех, кто ещё не пользуется автомобилем, начать его использовать, говорит: «тут стало больше места, значит авто - это то, что вам нужно».
Ошибка в расстановке приоритетов ведет к перекосу и более концентрированному использованию авто для поездок по городу. Таким образом, возникает ежегодный прирост увеличения авто на дорогах, ухудшается городская среда из-за обилия транспортных средств и растет число пробок. При этом, альтернатива, которую предлагает Игорь, в виде автобусов и троллейбусов, стоящих в пробках, никак не может стать привлекательной. Поскольку стоять в пробке на автобусе менее удобно, чем на своем авто. Такая мера не способна хоть даже одного автомобилиста побудить совершить поездку на общественном транспорте. Действительно лучший мерой по борьбе с пробками будет именно развитие общественного транспорта по выделенной линии для того, чтобы сделать его более привлекательным.
Так же отмечу, что совокупность любых видов транспорта и маршрутов в городе составляет единую транспортную систему, однако, личный авто, трамвай и маршрутка - это конкурирующие между собой виды транспорта. Если нашей целью является перевезти много людей, то трамвай лучший способ, поскольку он занимает мало места, а его провозная способность огромна. Но только в том случае, если созданы необходимые условия, такие как выделенная полоса, остановки в центре проезжей части возле путей, современные рельсы и подвижной состав, скорость движения и интервалы, и т.д. В общем, все эти важнейшие технические нюансы, которые вполне себе можно реализовать в Твери.
ПермьНельзя оценивать трамвай в нынешнем его виде и говорить о целесообразности его использования. Конечно же, сейчас он не может быть привлекательным ни для кого. Это и понятно, поскольку на развитие ОТ, в целом, практически не тратилось нисколько денег уже много лет. Игорь, как опытный чиновник, заявляет, что денег на трамвай нет. Поэтому предлагает его уничтожить, расширить дорогу, купить больше троллейбусов, наладить парковку на магистральных улицах и тогда город поедет. Такой вот простой рецепт.
Всегда удивляюсь, почему обычные люди, не связанные с администрацией, заботятся о том, - откуда взять деньги? Они смотрят на бюджет города, понимают, что денег там нет, и делают вывод: это нам не подходит. Как будто нам подходят неэффективные меры, которые приведут город через несколько лет к полному транспортному коллапсу. Поиском денег должны заниматься чиновники, в частности, мэр и губернатор. Мы лишь можем пытаться влиять на распределение этих денег, например, если говорить: «трамвай нам не по карману», то на трамвай мы из федерального бюджета ничего не получим. А если у мэра будет продуманная и обоснованная программа по развитию трамвая, то вот с этим уже можно идти к Губернатору, в Минтранс и Правительство, требовать те самые миллиарды. Так вот Игорь, не являясь чиновником, может рассуждать стратегически, и предлагать правильные решения не на основе текущего бюджета, а на основе необходимости правильной и удобной транспортной системы.
Думаю, с тем, что в пробках стоять не совсем удобно, Игорь тоже согласится. Но вот меры, которые он предлагает для их избавления, очевидно, приведут к ещё большим пробкам. Если вы расширите Чайковского, то у вас будет еще большая пробка на Желябова, в центре и на вокзале. Потому что машин станет больше, а пропускная способность узких мест останется прежней. Если вы расширите дорогу за счет трамвайных путей на Петербургском шоссе, то получите ещё большую пробку у Старого моста и в дополнение у Горбатки и на Заставе. Поэтому невозможно удовлетворить спрос всех желающих использовать авто в городе, его нужно регулировать: стимулировать к поездкам на общественном транспорте, и дестимулировать использование личного авто. Автобус в пробке не стимулирует его использовать, современный трамвай на выделенной линии, наоборот, стимулирует его использовать, особенно, если в пробке стоять в личном авто дольше, и если парковка платная. Не нужно думать, где взять на это деньги. Мы не Сомали, у нас есть большой региональный и федеральный бюджет, который забирает большую часть денег, образуемых в городе. На развитие транспортной системы именно они и должны направлять деньги.
Не понимаю, почему людям кажется, что они знают, как решить проблему пробок в Твери, основываясь на своем житейском опыте и данных мониторинга своих друзей. При этом позицию, которая им не по душе, допустимо назвать проплаченной или недальновидной. По-моему, это такой способ пропаганды, попытка дескридитировать оппонента, не имея никаких на то оснований, заявить о проплаченности. В транспортных делах следует себя вести предельно аккуратно, стараясь выбрать наиболее эффективные решения для достижения поставленных целей. А это целая наука, тут нельзя так просто взять и объявить какой-то, кажущийся очевидным набор действий, и думать, что вот ровно так это все и работает.