Ховд - оз. Хара-Ус-нур - Алтай - Шинэджинст - Хармэн Цав (ущелье отшельников) - Нэмэгэтинская впадина
Эх, дороги,дороги! Мы едем по многополосной трансмонгольской автомагистрали. Скорость колеблется от 80-90 км/час до полной остановки со словами «Пипец! Как здесь ехать?!». Нет, знаков нет! Скорость регулируется качеством дорожного покрытия. Дорога со временем становится гребенчатой, и тогда накатывается новая колея. И так много, много раз. Увлекательное занятие: выбери комфортную колею! Через пару часов это развлечение начинает доставать, несмотря на спущенные до 1,5 атм колеса! При всем многообразии выбора, встречка будет идти именно по твоей полосе!
Но пейзажи! Они по-прежнему радуют глаз. Постоянно думаешь, что там за горизонтом?
А там так:
Устали, готовы все послать к … А вот вам в качестве компенсации фотосессия с беркутом. Сильная птица, переминаясь, сошла с перчатки и вцепилась Сашке в руку. Незабываемые ощущения!
До Ховда (аймачный центр) добрались достаточно быстро. На въезде собирают дань 500 тугриков, на выезде проверяют. В городе асфальт! На въезде красуются плакаты приветствующие Монгол ралли, стоят специальные юрточные лагеря для участников. Нас же интересует в городе дизель и шиномонтаж. ДТ уже по 1420 тугр./литр. Шиномонтаж/сервис (Дугуй засвар) - 8000 тугр. (заклеить покрышку и поставить камеру).
В городе 2-х, 4-х этажные дома с сайдингом и металочерепицей соседствуют с глинобитными постройками и юртами. На выезде овоо и камень.
Решаем метнуться в сторону Хар-Ус-Нуур, посмотреть на место, обозначенное на карте как «вал Чингисхана». Берега озера заболочены, вал читается на месте, но заметить его можно только если знать где искать .
Погода немного портится, накрапывает мелкий дождь.Эти 2 кадра сделаны с одного места с разницей в 1 минуту. Посмотрите налево, посмотрите направо!
Начинаются появляться буддистские религиозные сооружения.
Высота над уровнем моря около 1100-1200 м, чувствуется запах полыни. До Алтая мы не доехали, хотя для этой дороги у нас неплохая средняя скорость движения 52 км/час. Заночевали в холмах.
С утра мы в Алтае. /В Монголии легко встретить пару тройку населенных пунктов с абсолютно одинаковым названием. Так «Алтай» я насчитала по карте штук 5./
В очередной раз заправляемся ДТ (1390=) уже под завязку, включая все канистры. Очередная заправка (плановая) в Гурван-Тэсе (651 км), а общий пробег по пустыне 1100 км. Планирую место ночевки, а на самом деле пора прикидывать, где найти автосервис со сваркой! Экспедиционный багажник, травмированный тряской, просто «лёг» на крышу!
«Дугуй засваров» в городе много, а со сваркой проблемы!
Такое ощущение, что здесь машинам требуется только мойка и шиномонтаж! Наконец находим «Монгол-ралли сервис»!
/Mongol Rally - ежегодная гонка, берущая старт из Европы, на автомобилях с двигателем не более 1000 см³. Финишируют машины в Улан-Баторе. Удивительно, но доезжают! На маленьких-маленьких колесах! Практически без запчастей! Правда не все, у этого бедолаги пробило картер, масло вытекло и гонка закончена! Монгольские автосервисы с надеждой ждут это мероприятие каждый год./
По Монголии путешествует огромное количество иностранцев разнообразными маршрутами, различной степени экстремальности и самостоятельности. Это и автобусы со всеми удобствами, белой скатертью на стол, носильщиком стульев и официантом.
Это и «отмороженные» (в хорошем смысле) велосипедисты, которые через Гоби (!) едут в Улан-Батор, и упомянутые малолитражки, упрямо ползущие в столицу по «многополосному хайвею», и грузовики, заряженные под серьёзные экспедиции (маршрут Германия-Турция-Иран-Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Россия-Монголия-Россия-домой). Огромное количество «буханок», перевозящих туристов от одной достопримечательности к другой (адский коктейль - наша буханка+монгольские дороги), пешие экстремалы, бредущие в безлюдной местности. География стран поражает. И только россиян практически нет!
Это так, лирическое отступление, навеянное очередью в сервисе.
К нашему счастью сварщик говорил по-русски и быстро понял, что нам нужно. Работал как художник -¬ шов идеальный! Сам добавил рёбра жесткости. В общем, на совесть и на 20000 тугриков (около 450 руб.)!
Дело шло к обеду, и мы отважились попробовать местные блюда. Небрежно сказав «меню!» мы его получили.
Легче не стало! Буквы знакомые, а слов не угадать! На помощь пришла хозяйка сервиса и расшифровала загадочные названия, она же догадалась, что нам скорее всего нужен обычный чай. Через минут 15, перед нами оказались тарелки с лапшой, мясом и картошкой в одном флаконе (вкусно!). Глядя на размеры порций, Саша задумчиво произнёс «А вот нам и ужин! Я пошёл за котелком!». Обед и ужин обошлись в 6000 тугриков.
Выехав за город, мы увидели непонятную картину: машины, палатки, люди в масках. Всё прояснилось при приближении - люди добывают золото. /В отличие от России граждане Монголии имеют право на добычу золота и его реализацию./
По дороге останавливаемся у развалин древнего Уйгурского монастыря (координаты были найдены при помощи panoramio.com, да и на космоснимке развалины хорошо просматриваются).
Найти место для ночевки в этих местах затруднительно: мы едем постоянно пересекая хребты Монгольского и Гобийского Алтая, а между ними ровная поверхность.
В Бигэре и последующих городках заметна рука советских строителей: 3-х этажные дома-«коробки». Практически везде они пустуют с выбитыми окнами. Начиная с Бигэра, городские солнечные батареи и «ветряки» становятся обычным явлением.
Карьер вблизи Чандманя (есть заправка Аи80 и ДТ) где добывают уголь.
После Чандманя дорога постепенно идет вниз.
Недалеко от Шинэжинста мы опять встречаем золотокопателей и заблудившуюся в хитросплетении своих же дорог монгольскую машину ;-).
После Шинэжинста начинается пустыня Гоби!
Гоби - самая большая пустыня Азии и одна из величайших пустынь мира. Это место является самым резкоконтинентальным на планете (от +40 до -40 градусов). В переводе с монгольского «Гоби» - пустынная, бесплодная и безводная местность. Пустыня занимает площадь 1,5 млн. км2.
Монголы различают 33 Гоби, различных по климату и облику местности: Желтую, Чёрную, Каменистую и т.д. Даже нам на нашем небольшом маршруте удалось увидеть много обликов этой пустыни.
Огромный тополь посередине дороги:
Заросли саксаула
В центре пустоты:
Температура за бортом поднимается до 39 градусов. Жаркий сухой ветер моментально обветривает лицо. Но как классно видеть небо от горизонта до горизонта!
Миражи:
Постепенно мы приближаемся к Нэмэгэтинской впадине. Марсианские виды.
И тем удивительнее среди абсолютной безжизненности увидеть оазис (Зулганай).
Всю поездку нам «везло» - солнце было в самых интересных местах с неправильной стороны! А задерживаться у нас времени не было. Поэтому, что есть из фото, то есть.
Сильный ветер поднимал с барханов песок и он обжигал, как крапива, открытые участки тела.
Самое весёлое заключалось в том, что нам надо было найти дорогу через ручей и пески к Хэрмэн-Цаву. Цитата из путеводителя «Для поездки в Хэрмэн-Цав необходимо несколько автомобилей, запас воды и топлива…». Если воды и топлива у нас было предостаточно, то с первым пунктом были проблемы. Штурм этих песков одной машиной имел все шансы увеличить население этого района (0,28 чел/кв.км.) на целых 2 человека!
Поэтому решили заходить с востока, ибо карты обещали лишь небольшой рельеф. Найдя хорошо читаемый автомобильный след в нужном направлении, мы рванули в сторону урочища. Но дойдя до глубокого сайра след растворился. Легко перемахнув обрывистые берега, мы снова «встали на след». Итак несколько раз, пока перед нами не появился последний обрывчик, высотой метров 5. Решительно спустившись вниз, мы увидели что другой склон был полностью занесен песком. Покатавшись внизу в поисках оптимально места для подъема наверх, мы сделали попытку штурмовать его просто на полном приводе. Неудача! Попытка №2 на пониженной не только не увенчалась удачей, а даже ухудшила результат! В общем, как в болоте - не стоит ехать по следу, нужно «топтать» новый. С 3-й попытки мы поднялись наверх. Казалось счастье так близко и закат в красном каньоне Хэрмэн-Цав (урочище отшельников) нам обеспечен, но … Много, очень много в тех местах мелких и сволочных кустов саксаула! Этот красивый, на гадкий кустарник собирает дань в виде проколотых колес.
В итоге в урочище приехали в полной темноте. Когда до него оставалось около километра, я даже засомневалась в правильности координат - никакого намека на обрывы и каньон! Но неожиданно каменистое плато расступилось, и в свете фар заиграли красные пески и причудливые формы. Бонус - океан ярких звезд от горизонта до горизонта! Вечером комфортная температура около 20 градусов - долой теплые вещи!
Утро началось с зарядки: раз, два - разбортируем колесо, на три бортируем с новой камерой. И теперь у нас опять полноценная запаска. Мы готовы в путь!
Перед отъездом исследуем урочище:
Кроме визуальной красоты Хэрмэн-Цав - одно из крупнейших известных местонахождений ископаемых млекопитающих и динозавров. Сашка откуда-то приносит огрызок кости (неидентифицируемый) со словами «на тебе динозавра!». Сомневаясь в принадлежности (не могут же они просто так валяться!), я всё-таки делаю фото на память ;-). Пытаясь взобраться на очередную природную скульптуру, подо мной неожиданно откалывается кусок красного спрессованного песка с включенными в него белыми вкраплениями очень похожими на останки древнего животного, кроме этого мы находим замаскированный схрон раскопок (взглянули только одним глазком, соблюдая принцип «не навреди», под насыпанным песком были тоже белые, впрессованные в породу останки).
Внизу каньона оазис, резко контрастирующий с красными песками. Большие тополя и заросли тамариска.
Аккуратно, объезжая мельчайшие кусты саксаула, выбираемся из Хэрмэн-Цава. Эта самая удаленная от населённых пунктов точка нашего путешествия.
Далее наш путь лежит в сторону Гурвантэса. Мы едем по Нэмэгэтинской впадине - дну древнего океана, существовавшего более 65 млн. лет назад. В 1946 году наши ученые под руководством И.А. Ефремова открыли здесь богатейшее местонахождение останков динозавров. Экспедиции были подробно описаны в книге И.А. Ефремова «Дорога ветров». Рекомендую почитать. Наши учёные геройски боролись с бездорожьем на ЗИЛах, добираясь в столь удалённые районы. Большинство экспонатов динозавров в наших музеях из Монголии. В настоящее время здесь по-прежнему работают палеонтологические экспедиции из разных стран. Дорога периодически идет по дну сайров, обрамлённых обрывами с двух сторон. Единственный шанс гарантированно встретить людей - это ехать к источнику воды, там с 99% долей вероятности будет юрта и люди.
Так мы ехали до перекрёстка 4-х дорог.
Из «Тропика динозавра»: «Вероятно, Нэмэгэту - одно из тех мест, которое выбирают святые и пророки, чтобы искать очищения и просветления в этой пустыне. Именно просветления, озарения, потому что это место непригодно для глубоких размышлений. Здесь надо совсем немного времени, чтобы мысли угасли, а память поблекла.»
Автор прав, на нас неожиданно снизошло озарение на этом перекрёстке «Зачем ехать по дороге, которая есть во всех картах? И которая огибает горный массив. Лучше ломануться по накатанной дороге, которая совершенно точно по азимуту ведёт через горы в Гурвантэс!». (Я в Москве искала здесь срезку, но на снимках она не читалась.)
Это у святых и пророков просветление, а у нас помрачнение рассудка! Довольные как слоны своей находчивостью мы валим по этой дороге. Постепенно дорога становится все менее и менее накатанной, и в горах уже становится похожей на козью тропу. Просветлённый мозг говорит, что если проехали мотоциклы через перевал, то Патруль туда влезет точно (логично;-))! Преодолевая каменные завалы, мы с упёртостью осла, забираемся наверх, пока не оказываемся в тупике с юртой. «Моя твоя не понимать!» Понимать только одно Гурвантэса дальше по этой дороге нет, как впрочем нет и самой дороги. Просветленный мозг, пока разум спит, вещает «мы просто проскочили поворот, надо поехать вдоль гор, и рано или поздно найдем перевал, ну не возращаться же назад к перекрёстку!». Из-за скалы на дороге неожиданно появляется монгол. На вопрос «Гурвантэс?» разразился монологом. (В принципе, им все равно понимаете вы их или нет. Они скажут все, что имеют вам сказать. Со мной долго общалась монгольская бабушка, хлопала по машине, улыбалась и говорила, говорила… Потом обреченно махнула рукой «Езжайте, непонятливые…».)
По завершении пламенной речи он полез к нам в машину. К сожалению, на время путешествия все лишние сидения были сняты. Что впрочем, его не остановило, он взобрался на подножку. Так мы и проехали втроем пару километров. Монгол растворился в пространстве также неожиданно как и появился. На прощанье махнув рукой - Гурвантэс туда! Мало верилось, дорога накатно слабо. Но дороги в Монголии также таинственно появляются, как и растворяются в пространстве. И мы уже едем по отличному хайвею, ведущему в Гурвантэс.
Причудливые монументальные картины выветривания.
Здесь находим определение для монгольских пейзажей, это персональная выставка природы. Сложно поверить, что всё это сделали ветер и время.
В Гурвантэсе заправляемся ДТ (1495=). Интересный маркетинговый ход - если в в городке есть современная заправка, то сразу нескольких фирм. Конкуренты стоят рядышком и цены у них одинаковые. А это заправщица в гламурной повязке:
От Гурвантэса наш путь лежит в сторону Ноёна. Вдоль дороги причудливые образования - Гротовая гора.
Также встретили геологов, ведущих изыскания (предположительно китайцев).
В планах было добраться до старого вулкана недалеко от Ноёна, но горы на горизонте стремительно стали затягиваться серым облаком.
В отличии от дождевого оно стремительно распространялось понизу, в итоге замкнув круг. Солнце исчезло. Порывы ветра сбивали с ног. Видимость упала до десятков метров - ощущение густого тумана, только абсолютного сухого.
Спрятавшись за первое попавшееся небольшое возвышение, мы встали на ночевку. На шноркель надели полиэтиленовый пакет. Вылезти из машины из-за ветра было невозможно, да и не хотелось. Ужинать пришлось сухим пайком. Спальные места короткими перебежками разобрали за 2 минуты. Вот она какая пыльная буря! Именно пыльная - частицы были мелкими, мелкими как пудра. Как долго может продолжаться это природное явление? Машину покачивало из стороны в сторону. Для крепкого сна пришлось выпить крепких напитков больше обычного :-).
Продолжение следует...
Все фотографии можно посмотреть
здесь