При ознакомлении с
японским ящиком для боеприпасов невольно задумался над самой практикой японской армии в плане снабжения. Да , идея «всё своё ношу с собой» - она в чем-то красива и элегантна. И на короткой , спринтерской дистанции такой стиль работает. Ну , то есть по быстрому высадились, захватили какой нибудь порт (типа Сингапура), враг в панике отступил. Однако при игре в долгую , на марафонской дистанции, такой стиль, скорее всего, не сработает.
Как известно - патронов бывает очень мало, мало и мало, но больше не унести. А 1200 патронов на пулемет - это не так уж и много с другой стороны. Ну на день , ну на два - дальше подвезут. А если НЕ подвезут? Когда либо японская армия должна была попасть в ситуацию - не подвезут не только патроны, а вообще ВСЁ. Ну и пошарив в памяти вспомнил такой момент. У нас про него знают мало , но ситуация там была интересная. Во многом показывающая стиль боёв японской армии. Причем даже не стрельбы как таковой, а скорее дам акцент на планирование, снабжение, взаимодйствие командиров.
Там у командиров такие высказывания ещё есть, вполне достойные отливки в граните и вывешивания на стене Генштаба. (Кстати, возможно, они уже там и висят)*сарказм*.
Операция Импхал8 марта 1944 японская армия в Бирме (Мьянме) начинает Импхальскую операцию - операцию по захвату города Импхал на северо-востоке Индии.
Стратегической целью было: остановить наступление англичан на юге Бирмы, заблокировать помощь гоминьдановскому правительству по маршруту в Китай перерезав ж/д ветку и (чем чёрт не шутит) вызвать восстание в Индии . Однако само место битвы стало синонимом безрассудных операций, в следствии многих жертв из-за недобросовестного планирования, в котором пренебрегли линиями снабжения.
План операции был прост как табуретка и надежен как швейцарский банк.
Каждая дивизия отдельно выдвигалась несколькими боевыми колоннами по джунглям на «смешное» расстояние в 100-150 км неся тяжелое вооружение ,боеприпасы и еду на себе. Лихо разбивала мало мотивированные индийские части противника, после чего Индия как перезрелый плод падала в руки Японии. Осуществлению этого «гениального» плана мешало несколько факторов.
Как то: силы сторон, местность и проблемы снабжения.
Силы сторон.
Японские силы во главе с генерал-лейтенантом Мутагути состояли из 15-й армии с тремя дивизиями - 33-я пд, 15-я пд и 31-я пд.
Ренья Мутагути Одна дивизия ( 31-я пд) нацелилась на Кохиму к северу от Импхала, а две оставшиеся дивизии наступали на Импхал с трех направлений: восток, юго-восток и юг. Основные силы трех дивизий составляли 50-60 тыс человек, но с учетом вспомогательных войск общая численность составляла 86-92 тыс человек ( включая танковый полк и 7 тыс Индийской Национальной армии) .
Силы англичан составили 150 тыс человек -14-я армия генерал-лейтенанта Слима. 3 пехотных дивизии ( 17-я, 20-я и 23-я индийские пехотные дивизии),50-я индийская парашютная бригада и 254-я индийская танковая бригада. В стратегическом резерве находилась 2-я английская пехотная дивизия . Плюсом англичане перебросили в Димапур части 5-й и 2-й индийских пехотных дивизий самолетами с южно-бирманского наступления.
Местность.
Наступление планировалось с территории Бирмы на территорию Индии. То есть приграничная территория двух разных государств ( хоть и колоний Великобритании) не имеющая по умолчанию развитой сети дорог.
Ширина наступления по фронту (всего лишь трёх дивизий) составляла ну километров так 270. При этом войскам надо было продвинуться для соприкосновения с противником на глубину от 100км до 150 км . Преодолев походя 2-х километровые горы, овраги и несколько рек.
В целом - генерал Слим знал о наступлении, но английская разведка была уверена ,что всего несколько батальонов смогут пересечь систему параллельных горных хребтов , достигающих высоты в 2000 м, между рекой Чиндвин и Кохимой. И , в принципе, оценка была верной - 31-я пд не смогла по этому маршруту доставить тяжелое вооружение.
Снабжение.
15-я армия в то время имела 23 роты автомобилей и 12 рот вьючных животных пропускной способностью 57,000 тоннокилометров. Однако фактический объем необходимого снабжения во время операции оценивался примерно в 560 000 тонно-километров для всей 15-й армии. При этом бирманском фронте было всего 30 автомобильных рот.
Пятнадцатая армия знала об этом заранее и заранее запросила подкрепление. И требовала развертывания 150 автомобильных рот, но эта просьба была сокращена Бирманским фронтом до 90 рот.. После чего штабом Южной экспедиционной армией запрос был сокращен до 26 рот (17% от необходимого количества). При этом фактически подкрепили тыл предоставленным транспортом в количестве 18 рот. Для офицеров тылового обеспечения было разрешено увеличение персонала только на 24% от количества, запрошенного 15-й армией. Штаб 15-й армии на этом основании был против операции, но командующий Мутагути решил, что ему не придется беспокоиться, если войска займут вражескую базу снабжения близ Импхала, и лично попытался содействовать подготовке операции выдвинув пару «гениальных» идей.
Идея по преодолению нехватки припасов, разработанная командующим Мутагути, называлась «Операция Чингисхан», в ходе которой были сформированы «роты Дагю»[? автоперевод], состоящие из коров и коз, которые использовались в пищу по мере необходимости. Но многие козы были смыты во время быстрых переходов через реки и большинство из них было потеряно ещё до того, как они пошли в пищу солдатам в джунглях и горах. Крупные пушки предполагалось транспортировать на слонах.
Закономерный итог.
2 июля операцию наконец приказали отменить, но численность боеспособных войск на момент возвращения сократилась до 12 000 человек (численность введенных войск составляла 86 000 человек). Больше не было боевых сил для поддержания боеспособности при отходе, и де-факто это было бегство. Отступление было страшнее, чем боевые действия на фронте. Японские солдаты страдали от голода, подвергались нападениям британских войск с суши и воздуха, были истощены, страдали малярией и дизентерией, падали один за другим и оставались без медицинского ухода. Говорят, что японские солдаты называли путь отступления из-за бесконечных гниющих трупов своей армии «Дорогой скелетов».
Действия японской 31-й пд.
На действиях 31-пд и на решениях её командира Котоку Сато в свете обстоятельств следует остановиться подробнее.
Рассматривать бои всех трёх дивизий большого смысла нет. По факту они выполняли одинаковые действия в одинаковых условиях. При этом 31-я пд попала в наиболее трудную ситуацию из всех трех дивизий. Её объект атаки (Кохима) был самым отдаленным - 150км. И при этом самым ответственным. Кохима перекрывал дорогу Димапур-Импал. Отрезанные в Импале индийские дивизии рано или поздно будут разбиты. Разобьют рано - японские дивизии пополнят запасы и подойдут на помощь 31-й дивизии. Которую при этом будут долбить со стороны Димапура резерные английские дивизии. И если долго ковырять Импал - англичане 31-ю дивизию продавят и потом последовательно две оставшиеся японские дивизии разобьют. (Что в итоге-то и случилось). И предполагаемую жопу понимали все.
Перед наступлением командир 31-й дивизии Котоку Сато собрал своих офицеров и сказал -
«Большинство из вас умрут с голоду в горах Аракана».
15-го марта дивизия пересекла реку Чиндвин , имея еды на 20 дней. Вечером 5-го апреля части 31-пд осадили Кохиму, обороняемую частями 5-й индийской дивизии
мост в г.Зубза- самая западная точка, занятая японцами.Из внятной артиллерии японцы могли притащить разборные легкие пехотные гаубицы.Бесплодные атаки шли до 14-го апреля, когда Сато запросил у Мутагути разрешение на отход. Тот ему прислал высокопарную радиограмму формата - «что от стойкости генерала Сато зависит трон императора».
Как и многие высокопоставленные японские офицеры, Сато считал Мутагути «болваном», хотя генерал Уильям Слим считал самого Сато:
"...самый непредприимчивый из всех японских генералов, которых я встречал. Ему было приказано взять Кохиму и окопаться. Его пуленепробиваемая голова была полна одной идеей - взять Кохиму. Ему и в голову не приходило, что он может нанести нам ужасный урон, вообще не забирая Кохиму. Оставив небольшой отряд для его сдерживания и двигаясь по гусеницам к востоку от бригады Уоррена в Ничугарде, он мог к 5 апреля ударить по железной дороге основной частью своей дивизии. Но у него не было видения, поэтому, когда подошли его войска, он бросал их в атаку за атакой на маленький городок Кохима".
- Уильям Слим, Поражение в Победу
японские позиции. Кохима. Справа-в кадр попал танк Грант.
В конечном итоге 31-я пд просидела по Кохиной до 13-го мая , пока её постепенно выдавливали части 2 английской дивизии при поддержке бронетехники.. Сато собрал людей и сказал:
«После 60 дней хороших боев и максимального терпения, дозволенного человеческими силами, меч сломан. В любом случае извиняюсь перед вами...» . И отдал приказ к отступлению.
танк-памятник в Кохиме.Говорят- тот самый ,который помог её отбить.В начале части 31-пд оставили север Кохины закрепившись к югу от неё. 25-го мая ушли из под Кохины совсем. 1-го июня остатки 31-й пд вступили в Укрул - индийский город , который японцы превратили в тыловой пункт снабжения. По факту ни продовольствия, ни боеприпасов в Укруле не оказалось и Сато стал отступать дальше - к Фумину. Укрул англичане отбили в середине июня, кстати.
В целом всё это тянуло на 42-ю статью армейского кодекса - неподчинение. 9-го июля Сато отстранили. (Как и командиров двух оставшихся дивизий. Хоть они и не отступали - их выбили англичане. И потери там были гораздо больше, чем в 31-й дивизии).
При этом высказывал свое недовольство руководством:
"Если вы отдаете дерьмовый приказ, а корпус не решается его выполнить, это просто тирания - заставлять своих подчиненных делать то, что невозможно".
"В стратегии я думаю, что командир каждого военного подобен дьяволу, жрущему своих слуг"
"Способности начальника штаба и прочих штабных точно меньше, чем у кадетов.Более того, они точно не знают о ситуации на линии фронта".
"Что касается психологического состояния верховного руководителя командования, я думаю, что пришло время как можно более быстрого его психиатрического освидетельствования".
10 июля Мутагути собрал офицеров в штабе и произнёс следующую речь:
«Уважаемые дамы и господа, Сато не подчинился военному приказу и покинул свои позиции в Кохимы. Он сказал, что не может драться, потому что ему нечего есть, и удалился без разрешения. Это имперская армия ? Имперской армии приходится сражаться, даже если нечего есть.
Ни оружие, ни пули, ни еда и т. д. - не повод отказываться от боя. Не было бы пуль, был бы штык. Если у вас сломались штыки - бейтесь в рукопашную. Если у вас закончились руки, пинайте ногами. Если ваша нога повреждена, укусите врага зубами. У японских мальчиков душа Ямато Не забывайте, что у Япония - это Царство Божие. Боги хранят её.»
Сато отказался от приглашения Мутагути совершить сэппуку и потребовал военного трибунала , чтобы очистить своё имя и публично разоблачить некомпетентность Мутагути. По наущению генерал-лейтенанта Масакадзу ( командующего армией Бирманского района ), врачи 23 ноября 1944 года объявили, что у Сато психическое расстройство и он не может предстать перед судом.
Сато было приказано уйти в отставку, но он был немедленно вызван на действительную военную службу и направлен в штаб Шестнадцатой армии , которая была гарнизоном на Яве . В мае 1945 года он был прикомандирован к штабу Северо-Восточного округа, которой было поручено защищать регион Тохоку в Японии от возможного вторжения союзников.
части 33 пд выдвигается для осады Импхала с юга