*Итак, если рождение свыше делается воссозданием человека, а это не допускает перемены; то должно рассмотреть с претворением чего благодать возрождения совершенна. Явно, что с изглаждением дурных признаков в естестве нашем происходит переход в лучшее. Итак, если, по слову пророка, намывшись в сей таинственной бане, стали мы чисты произволениями, смыв лукавства с души; то сделались лучшими и претворились в лучшее. Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот, напротив жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия; то хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою* (Святой Григорий Нисский)
Да, это смелое место из Григория Нисского. Для таковых вода останется водою. - говорит Григорий.
Петр же в упомянутом месте говорит ещё интереснее:
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
Тут важно не только "обещание Богу доброй совести", но и - "спасает воскресением Иисуса Христа...". Т.е. Апостол прямо увязывает "омытие" (крещение) с тем, что я невнятно несколько, а потому, как некоторым показалось спорно, пробовал сказать вот здесьСвязь с Крестом и Воскресением Петром указывается явно. А отсюда можно предположить, что и всё истолкование крещения будет определяться именно истолкованием этой связи
( ... )
*Отсюда, если не ошибаюсь, получается: 1) «правильное» крещение для не безразличного к Образу Христа- событие не пустое с точки зрения вероучения, т.е. не просто обряд; 2) не «правильное» же, если исходить только из вышеуказанных соображений - остаётся под вопросом*
Я вот третий день уже веду беседы на тему Крещення с о.Спиридоном (Баландиным). Ракурс там другой але ж цитат из Святых имено вот по етим вопросам я там много приводила. Возможно есть смысл поглянуть. http://fspyridon.livejournal.com/22092.html
Re: вот такой я гадкий прогматикaleksy_ljJuly 27 2008, 18:04:37 UTC
1. Вот известное место: Никодим говорит Ему: "Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" Иисус отвечал: " Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие..." (Иоан.3) Я имел в виду такие контексты тоже, а не только соворение мира.
2. Так происходит или нет? Вы пишите - нет, и тут же - может. Я не вполне понимаю. Простите.
Свидетельство о чинопоследовании Крещения Св. Иустина , приведенное Митрополитом Московским и Коломенским Макарием: «Кто убедится и поверит, что учение наше и слова истинны, и кто обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся и постимся; потом проводятся они нами туда, где есть вода, и возрождаются тем же образом, каким сами мы возродились, т.е. омываются они тогда водою во имя Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого»
Заклинательные молитвы и белые одежды появляются скорее только в третьем веке.
Но, молитва самого крещаемого и участие в Литургии, видимо подразумевались изначально.
Comments 10
(Святой Григорий Нисский)
А еще проще - I Петра 3, 21.
Reply
Для таковых вода останется водою. - говорит Григорий.
Петр же в упомянутом месте говорит ещё интереснее:
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
Тут важно не только "обещание Богу доброй совести", но и - "спасает воскресением Иисуса Христа...". Т.е. Апостол прямо увязывает "омытие" (крещение) с тем, что я невнятно несколько, а потому, как некоторым показалось спорно, пробовал сказать вот здесьСвязь с Крестом и Воскресением Петром указывается явно. А отсюда можно предположить, что и всё истолкование крещения будет определяться именно истолкованием этой связи ( ... )
Reply
1) «правильное» крещение для не безразличного к Образу Христа- событие не пустое с точки зрения вероучения, т.е. не просто обряд;
2) не «правильное» же, если исходить только из вышеуказанных соображений - остаётся под вопросом*
Я вот третий день уже веду беседы на тему Крещення с о.Спиридоном (Баландиным). Ракурс там другой але ж цитат из Святых имено вот по етим вопросам я там много приводила. Возможно есть смысл поглянуть.
http://fspyridon.livejournal.com/22092.html
Reply
Reply
Это для тех, кому ещё чего-то не достаёт. Для тех, кто ещё не уверен, что уже спасся.
Reply
(The comment has been removed)
2. Так происходит или нет? Вы пишите - нет, и тут же - может. Я не вполне понимаю. Простите.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Заклинательные молитвы и белые одежды появляются скорее только в третьем веке.
Но, молитва самого крещаемого и участие в Литургии, видимо подразумевались изначально.
Сегодняшняя же практика... это уже другой вопрос.
Reply
Т.е. разделив, попытались сохранить связь хотя бы текстуально.
Многие ли слушают сегодня, что читается при крещении?
Reply
Leave a comment