Затерянные земли. Часть I. (полный отчет, трафик)

Feb 25, 2011 07:46





Часть I.

Здесь все по-другому. Здесь горы выше, дистанции больше, а цивилизация встречается реже, чем люди. Погода здесь меняется каждые полчаса, а возможность увидеть заветные столбики в «сотовом» бывает крайне редко. Здесь нет Интернета на протяжении тысяч километров. Зато здесь всегда свежий хлеб. Здесь в июле лежит снег, а вода - чиста как слезы.
Здесь, в Затерянных землях нашей необъятной Родины.

Это поездка возникла спонтанно. Она родилась вечером за ужином, и готовилась всего несколько дней, и изредка это всплывало в пути. Выезд был запланирован на 1 июля, но за несколько дней трудно собраться, и первого утром мы все еще бегаем по магазинам. Беготня затягивается, и мы все же выезжаем из города почти в 22.00. Впереди были тысячи километров - было все равно, когда уезжать. Уже по телефону мы отдавали ценные указания, как кормить кошку, и где забрать ключи от квартиры. Поездка была на столько спонтанной, что даже денег у нас было только в одну сторону.

Первый день. Немного трудно. Давно не спал, выехали еще вчера вечером, да и бескрайние просторы укачивают. Мы идем не больше 80 - спешить больше нет никакого смысла. Ребенок то спит, то смотрит мультики. Все реже попадаются знакомые цифры регионов. Не можем нигде заправить газовый баллон. Так и не удалось найти гостиницу - проехали весь Омск, но абсолютно все занято. Выезжаем за город и ночуем на обочине в машине.

В Сибири удивительные восходы.



День второй. С придорожной инфраструктурой в Сибири плохо :-). Заправки, конечно, есть, а вот нормально питаться трудно. С мотелями вообще край. С трудом удалось позавтракать - еда отвратительная. После обеда въезжаем в Новосибирск. Сразу на въезде, неплохой кемпинг, сносно пообедали.
Город просто заполонен праворукими авто. Немного катаемся, но впечатление удручающее. Дороги плохие, интересного немного. Уезжаем. Через плотину пробка. Долго ищем гостиницу по дороге и в итоге останавливаемся в отличном мотеле. Хороший номер, отличный ресторан. До Барнаула 100 км. Пройдено - 2500 км.



День третий. Завтракаем и идем в Барнаул докупать все, что не купили в Уфе - продукты и кое-какие вещи. Алтайский край производит приятное впечатление - на дорогах очень чисто, дороги хорошие. Барнаул - вообще песня. Мы предполагали, что это будет большое село, а оказалось… В общем, жена сказала, что бросаем свой аул, и переезжаем сюда :-). Я согласен - отличный, чистый, современный город, огромные развязки, торговые центры… в общем мечта. Катаемся по городу, заезжаем в «Ленту». Окей после нее - жалкая пародия автобусного киоска. Докупаем продукты.





Проходим Бийск - небольшой городок. Все закрыто title="""воскресенье, 17.00), но в Эльдорадо успеваю купить местную сим-карту, причем купил, даже не зарегистрировал. Пытаемся безуспешно заправить газовый баллон.
Проехали место гибели М.Евдокимова. Много посетителей.



Въезжаем в Республику Алтай. Первые впечатления ужасны. Все первые населенные пункты просто усыпаны отдыхающими, везде все сдается, кафе, музыка…. Некоторые интригуют.



Берега Катуни просто усыпаны мусором. Где то это я уже видел…. Ах, да, на юге же.. Немного расстраиваюсь. Однако километров через 70 все идет на убыль, и мы останавливаемся ночевать в небольшом кемпинге, в домике с душем. Цены сильно прыгнули - если вчера за отличный номер мы платили 1400, то сегодня за домик с нагревателем, сыростью и комарами за 1800. Правда есть свет, переключили холодильник в машине с инвертора на домик. Прохладно. Жарим шашлык, гуляем.



День четвертый. Сбывается мечта - мы катим по Чуйскому тракту. Вне всяких сомнений - он просто ВЕЛИКОЛЕПЕН. С каждым десятком километров горы растут все выше.



Связь уже есть не везде, перевалы все выше, наконец Семинский перевал, 1790м. Поднялись нормально, но к верху температура поднялась к 94, а на перевале, на рыночке сувениров, после того как заглушил, прыгнула к 104. Надо быть внимательнее. Прошли по ряду, ценники, конечно, жесть. За коготь медведя просят от 800р, а даже за самую маленькую безделушку типа деревянного кулона - от 100. Даже на югах продавцы скромнее. Хотя.. каждый живет как может.



Едем дальше. Чуйский все краше. Подъем на Чике-Таман. На перевале встречаем голландца на мотоцикле, едет в Китай один, интересный мужик.







Дорога идет вдоль Катуни, очень красиво. На одном из языков дороги, остановились поснимать. Рядом затормозил местный с ребенком. Предложил хариуса, взяли на вечер, положили в холодильник.





Проходим впадение Чуи в Катунь. Тоже есть посетители. На дальнем берегу палаточные лагеря. Интересно, здесь везде так?



Остановились на обед, в какой то забегаловке. С трудом съели по чуть-чуть. В общем грустно здесь с едой. Правда и цена не большая, на троих около 300 руб. Тут же в деревне, увидев газовую заправку пытаемся залить баллон. Алтаец нехотя соглашается залить до половины, 2,5 литра. Больше ни в какую. Да-а.. пролет.. Надо было дома делать все.
Проезжаем Белый Бом. Очень много памятников погибшим на войне- они повсюду, в селах, на дорогах. Заправляемся, цена бензина тихонько растет - уже 23.90.





Все кажется безумно красивым, повсюду хочется остановиться и запечатлеть.





Теперь тракт действительно Чуйский :-)



Горы еще выше. С огромной скалы падает водопад Ширлама. Мне он кажется просто огромным, хотя это всего лишь начало





Мы едем дальше. До Акташа чуть меньше сотни, но и время к вечеру. Вдоль трассы всюду горные речушки, одна стремительнее другой.









Первый раз видим Чуйские белки. Впечатляет.



К вечеру, часам к 6, подъезжаем к Акташу. Это почти последний оплот цивилизации на М52, несколько магазинов, Сбербанк, две гостиницы. Бензин по 24.50. проверили карту - денег нет. Заправляемся по полной, баки, канистры и уходим в глубь Алтая, к первой цели - Телецкому озеру. Асфальт кончается, и начинается неплохой грейдер. Сразу же первая достопримечательность - Красные ворота.





Ранее, здесь проходила пеше-конная тропа по гребню Айгулакского хребта, а река Чибит протискивалась в узкое ущелье. Позже, ущелье было взорвано, проложен мост. Красными, ворота называются из-за киновари, в больших количествах содержащихся в скальных породах. Сейчас здесь отличный грейдер протискивается между Айгулакским и Курайским хребтами.

Время уже почти 19.00 и мы начинаем искать ночлег. Сунувшись по небольшому плакату «Рыбалка, баня на озере 5км», попадаем в горную колею и преодолевая грязь на полном приводе, идем туда, попутно думая, собственно на кого рассчитан этот плакат. Едем вдольр.Чибитка около 5 км почти полчаса. Приезжаем - два домика и баня , очень холодно. За дом просят 400 р с носа. Разворачиваемся.





В итоге находим базу по 100р с носа, хозяином оказывается прапорщик пограничной заставы Акташа, родом с Кумертау. Очень обрадовался. Правда, то ли общительный, то ли земляков давно не видел, но немного назойлив :-) , а может мы просто устали.. Ночуем. В нашем распоряжении деревянная юрта с печкой. Свет от генератора, заводится на пару часов. В итоге включаем свой, цепляем все зарядки и переключаем холодильник в машине на генератор.



День пятый. Встал до восхода, хотел поснимать, но реально оказалось нечего. Пока Ромка завтракал, обнаружил, что в новом ноутбуке нет ни Фотошопа, ни даже просмоторщика. Иду «стрелять» по соседям, в итоге нахожу у новосибирцев «гляделку» и 4-й фотошоп. Выехали рано. Сегодня в планах пройти 150 км до Телецкого. Проходим перевал Улаган.





Быстро дошли до деревеньки Улаган. На удивление, это оказалось крупное село с приличными магазинами, Сбербанком, Домом Правосудия, и заправкой! Купили хлеба. Взгляды почему то косые.









По дороге в небольшом озере вижу американскую золотую утку. Красивая, никогда раньше не видел.
Идем на Балыктуюль, в нем, сразу же на въезде поворачиваем направо на Балыкчу. Дорога превращается в полевую колею. Но машины ходят, раз в час кто-нибудь попадается. Много недоприводов праворуких. Недоприводам сложно - постоянно выходят, направляют друг друга. Проезжаем Пазырыкские курганы. В Интернете написано много, в реальности непонятная куча разваленных булыжников.







Погода меняется очень быстро, опять накрапывает дождь. Представляю, что сейчас произойдет с недоприводами.





Однако, дождь проносит. Колея то хуже, то практически грейдер.





В лесу, на ручье сидит группа туристов, они идут с Телецкого уже третий день, не пришла машина за ними. Достаем телефон, пытаемся прозвониться, но из-за леса не видно спутники, обещаем прозвониться с горы. Позже, через час или полтора, связь все таки появилась, дозвонились до турфирмы, там отвечают, что машина ушла три дня назад еще. Сервис однако..
Отличная колея через лес, внезапно, лес обрывается и я вижу первую жесть. Я высоты, между прочим боюсь :-) . А тут такое. Как разъезжаться - не понятно. Но вдали - что-то сказочное…





Выходим на Кату-Ярык. Мля…..

Далее я не буду говорить слова круто, офигеть, прекрасно, огромно, охренительно и прочее. Здесь все круто, офигенно, прекрасно, огромно и просто охренительно. Я даже не могу предположить, почему и как и природы получаются такие вещи.





От вида Кату-Ярыка, и от мысли что туда нужно будет спуститься, у меня сжались яйца. Сжались сильно. Я вообще высоты боюсь. А тут… в общем что говорить то…





Это место, где безумно красиво и страшно.





Это место, где орлы парят чуть выше лобового стекла.



Это Кату-Ярык.



На другой стороне шикарно падает водопадом р.Карасу. Сам Кату-Ярык, конечно, великолепен. Его высота от подножия - 800м, длина 3,5 км с 9 поворотами и уклоном в 10 градусов. Это единственный автомобильный путь в долину реки. Эту дорогу начали строить еще в 1987 году, три бульдозериста, отец с сыном и племянником, в течении двух лет работали на перевале. Всю же дорогу от Улагана до Балыкчи, около 120км, они пробивали почти 10 лет.
Большинство машин с перевала уходят обратно. Хотя вниз идет тоже не мало. Технически, спуск даже для недопривода не представляет проблем. Самая большая беда - невозможность разъехаться, приходится быть внимательнее. Спуск ОГРОМЕН. На второй фото видно маленькую точку- это «буханка». И это - всего лишь одно колено перевала. Внизу оранжевый - экскаватор.







На спуске столкнулись с бизнесом по-алтайски. Ремонтник-экскаваторщик насыпает огромную кучу камней на дорогу, и потом убирает ее за 100 руб. с машины. При том что на спуске НЕЛЬЗЯ РАЗЪЕХАТЬСЯ ДВУМ авто. Назовем его редиской... :-title=""" Туда мы с боем прорвались прямо по камням, назад же очень крутой парень на Л200 стал орать, что он и туда платил, и сейчас со всех денег собрал…. Жесть короче…

Но страх Кату-Ярыка быстро восполняется. Мы идем по долине Чулышмана…. Это МЕГА-ЖЕСТЬ. Река зажата в скалах, дорога вдоль реки. Со скал, высотой в 2500-3000метров падают водопады. В общем , не опишешь этого…







Выходим посмотреть на Чулышман, машину сдвигаем, вдруг кто поедет.







Чулышман дик и красив. Я бы очень хотел однажды сплавиться по нему.



Идем к Телецкому. Навстречу попадается нисан пикап, он говорит что мост смыло через р.Башкаус, и на озеро не проехать. Однако через два дня обещают пустить.



Добираемся до впадения Чульчи в Чулышман





В устье находится небольшая турбаза, где на огороженной территории можно поставить палатку. Они же за 500р. перевозят на лодке на другую сторону реки. Далее, около 9 км по руслу Чульчи можно попасть на водопад Учар, высота каскадов которого составляет 160 метров. Но погода быстро меняется и мы не рискуем с ребенком пойти пешком.
Проезжаем немного еще и на берегу Чулышмана делаем дневку.





Наша первая дневка. Сидеть в кресле просто прекрасно. Ничего не хочется - можно созерцать вокруг вечность. Пробуем немного рыбачить. На ужин - уха из хариуса.







День следующий. Идем на Телецкое. Дорога где то хуже, где то чуть лучше, легковым здесь уже сложнее. Попадается небольшая деревенька Ко - вот уж и вправду, богом забытое место, подумал я. Эх.. Знать бы что дальше. Хотя даже здесь непонятно, что делать зимой, когда все засыпает снегом.
Погода все также молниеносна.







За полчаса удается снять то, на что на Урале нужен день :-) .



Доезжаем до р.Башкаус. Моста и вправду нет. Когда будет неизвестно, т.к. нет соляры. Спросили у нас, не видели ли мы бензовоз по дороге… Однако.. Мост ,видимо, будет не скоро. В брод не проехать - говорят, что вчера прошел Камаз и ему было по лобовое стекло. Интересно, а кто сейчас на Телецком, им как оттуда ? Уезжаем. На подъеме - отличная панорама. Таким я заполнил долину Чулышмана. Такой она останется для меня навсегда - вечной и непостоянной.





Мы движемся обратно. Дождь пытается прервать наш обед, и мы перебираемся в машину.





Здесь же заливаем остатки бензина. Сейчас у нас всего полтора бака. Странно, то ли я посчитал неправильно, то ли больше расход.. Если б поехали на Телецкое, обратно были б проблемы. Надеемся на заправку в Улагане.
Опять Кату-Ярык, опять кружиться голова и сжимаются яйца. Опять редиска-экскаваторщик. Вот они , герои страны.





Поднимаемся. Где то перед входом в лес, небольшая тропинка к обрыву, мы движемся туда, где то там должен быть водопад, видимый снизу. Находим его. Интересно, что речка тоже называется Карасу, так же как и на другой стороне Чулышмана. :-)





Там же весьма интересный дом. Заброшенный, но со свежими следами пребывания людей внутри. На отшибе, на краю пропасти, у водопада. Красиво и жутко.







В Улагане заправляемся. Перед Акташем в ущелье Красные ворота лежит поперек камаз. Снизу уже приличная пробка из грузовиков и небольших машин. Объезжаем. Самый край уступа, жена направляет, и водители ждущие трактор помогают. Вдруг машина покачнулась, дикие глаза жены, все орут и машут - колесо сползло в обрыв. Думал все… Приходит запоздалая мысль, что ребенка надо было высадить…

Продолжение части I
Previous post Next post
Up