Затерянные земли. Часть I продолжение. (полный отчет, трафик)

Feb 25, 2011 07:44

День следующий. Гостиницу не нашли и ночевали в машине у Акташа. С утра забрали пропуска в погранзону на погранзаставе. Адрес в Интернете чуть верен, но нашли не сразу, даже пришлось позвонить им. В глубине улицы белое одноэтажное здание. Адрес Акташ, Парковая 32, в\ч2080, тел.8 title="""388) 462-35-55, 462-36-54Вокруг много машин и людей. На проходной дежурный совсем не вежливо поинтересовался, заказывали ли мы вообще их, но узнав, что за полторы недели, резко подобрел. Весьма быстро нашел их в большой папке и под роспись выдал мне их. Получается, что ждали всю ночь зря - можно было и вчера вечером забрать. Да и переживал я, я заказал их за три дня до выезда, отправлял факсом два заявления, ребенка вписывал себе. Приняли очень вежливо, объяснили как и что, дае адрес продиктовали электронный Надеялся, что за время дороги и Чулышмана их сделают :-). Выходим, кто-то смотрит с завистью - говорят, что без предварительной заявки их можно ждать весь день. Заезжаем в СберБанк, наконец то пришли деньги на карту, снимаем, теперь гораздо свободнее. Докупаем свежие продукты, молоко, колбасу, забиваем холодильник. Заправка в Акташе одна следующая только в Кош-Агаче, опять заправляемся до верху , и уходим на ледники Актру.



Выходим в Курайскую степь. Все что пишут в Интернете - правда, она красива.





Подъехали к Кураю, всего 50 км от Акташа. Заправка все таки есть, но такая…. Останавливаемся под деревом, забить точки в навигатор. Смотрим карты, прикидываем дорогу. Проходим через Курай, и едем по широкой улице налево, через всю деревню. В поле уходит отлично накатанная дорога. Идет около 2 км, доходит до моста через Чую, и идет обратно :-). От Курая до Актру не больше 36 км. Первые 28-30км, до нижних стоянок - это отличная колея, подвластная любой машине. Летим 80 и радуемся. Небольшое затруднение для легковых может вызвать только брод через р.Чичке.









На нижних стоянках несколько домиков, но попасть в них не удалось, приехали иностранцы. Говорят, что дальше дорога только для УАЗов и зилов, и так как по стечению обстоятельств мы тоже на уазе, решаем ехать. Первое же препятствие - мост. На той стороне в луже стоит заглохший трехдверник «галлопер» - залили.





На удивление проходим просто. Речка Бол.Актуру мелкая, просто большие камни, в конце луже, не доходит даже до капота. Начинаем подъем.

Подъем - ПОЛНЫЙ АТАС. 6 км за 2 часа, машина почти кипит. Сплошные камни и лужи грязи. Машина умудряется глохнуть даже на пониженной с дизельными главными парами.





Выходим в долину - это стоило того.





Долина Актру сводит с ума. Широкая галечная гряда, сотни ручьев из ледника и р.Бол.Актуру, мы как слон, разбрызгивая воду несемся по долине.



Народу много, у метеостанции заняты все стоянки, встаем вдалеке, где то в елках. Зато тихо.



Время 17.00, и уже прохладно, пытаюсь переделать купленный в Акташе обогреватель на полкиловата, чтобы поставить в машину, где будет спать семья. Себе ставлю палатку. В нагрузку дают холодильник. :-)





Высота лагеря - 2090 м.

День следющий. Сегодня отдых. Не смотря на это, встал ни свет ни заря, ходил фотографировать горы. Бесспорно, что Северо-Чуйский хребет - жемчужина. При его весьма легкой доступности, мы можем посмотреть и заснеженные вершины и ледники. Всего ледников в этом бассейне пять. Малый отлично виден из долины и заканчивается на высоте 2115м, далее в закрытой котловине находится Большой Актру, его максимальная толщина достигает 360м. Это выше, чем Эйфелева башня.





Ходил на ледники. Семья не пошла. Ледники вблизи разочаровали :-) - то, что из далека сияет белизной и манит - в близи грязный лед :-) . Надо смотреть издали :-)





Сначала шел на альплагерь, потом перешел реку и пошел в лоб. Долго поднимался по морене, хотя позже выяснилось, что от лагеря идет отличная тропа.


,



Зато назад вид еще шикарнее.



Постояв у ледника, посмотрев на альпинистов, пошел на Большой Актру. Без снаряжения соваться страшно, да и один - лед хрустит. Провалишься и все.
Обхожу вершину, перехожу речку обратно.



Поднимаюсь на гребень и вижу вдали ледник. Однако, вижу и тяжелые облака. Решаю развернуться. Иду вниз и нахожу отличную тропу с указателями.



Пока дошел до лагеря, вершины затянуло.





Копался в машине - нашел причину пробоя и качения на последних 200 км - лопнула пружина и вырвало с корнем задний амортизатор. Завтра обратно в Акташ, там есть магазин с надпись УАЗ. Кстати, магазина с надписью Тойота я не видел там :-).



После обеда все затянуло облаками, моросит дождь. Режемся все в «танчики» Денди и пьем глинтвейн. Жжем костер и греемся . Счастье.





День кажется десятый. Дождь не перестал, все затянуло еще больше. Собираемся и уходим. Спустились быстро. Дошли до Акташа. Продавец запчастей на УАЗ офигел, когда узнал, что УАЗ бывает на пружинах :-). Амы удалось купить, но короткие, от 3159. Идем в Кош-Агач.

15-00. Обедаем в Кош-Агаче. Несколько кафешек, но приличная одна, на улице где рынок и большинство магазинов. Есть Сбербанк - снимаем еще денег на всякий случай. Связь - полный отстой- звонить удается, но все что связано с Интернетом ыыы… Узнаем у местных, где можно заправить баллон газом, отправляют к кому то на край деревни, долго рыщем, но так и не находим. Едем заправиться. Заправок много, штуки 4. Помня про опыт Чулышмана и Актру, до которого всего 36 км от трассы, но бензин ушел чуть ли не весь, заправляю все что можно. Даже генератор. Хотел купить еще канистру, но объехав ВСЕ!! хозтовары, так не нашел. В почти десяти магазинах, сказали, что даже никогда и небыло. Вот так то.. А вроде ведь нужная вещь. В итоге, беру в запчастях три 5-литровые канистры из под масла, и заполняю их. Ставлю наверх, немного текут через пробки, но в целом у нас 150 литров. Бензин по 26.40. Также не удалось купить и пружину, запчастей много, но все на 469 и газель. Купили зато трос газа и колодки. На всякий… :-).









Едем по указателям на Джазатор. Выехав за поселок, останавливаемся, смотрим в карты, забиваем ключи в навигатор, едем. Проезжаем информационный щит, что начинается погранзона. Пересекая здоровую степь по ужасному грейдеру, думаю, зачем все таки пропуска. Огромное плато испещрено сотнями ручейков р.Тархаты.
Отъехав, буквально километров 15 от Кош-Агача, взлетев на холм перед нами открывается забор из колючей проволки и шлагбаум, с прилегающей к нему погранзаставой. Выходит пограничник, записывает нас, проверяет свидетельство на ребенка, сверяет наши паспорта, смотрит багажник, спрашивает по оружие, и пропускает. Пригодились :-)

Дорога… ну как бы это помягче сказать то… Ну вот у вас была в детстве дома стиральная доска? Советская такая? Вот там такое же :-) . Зубодробиловка. Подбираем скорость - на 50-ти вроде ничего, едем. Все затянуто, но все же красиво. К вечеру растягивает.





Дорога улучшается, и уже можно идти даже 80. Вокруг - никого. Огибаем Южно-Чуйский хребет



Солнце уже в закате, а перспективы ноль. Бесконечные хребты уходят в горизонт, на дороге никого и ничего. Доходим до развязки на Теплый ключ, сворачиваем. По навигатору до перевала около 30 км. На перевале вроде должна быть какая то база. Жена уже ругается, ребенок хочет спать, но мы едем. Вдали озеро Зерлюколь-Нур. Проходим половину пути до Теплого ключа. Интересно, что по всем картам и навигаторам, дорога качества грейдер, и идет прямо. В реальности же, упираемся в поворот 90 градусов направо, а прямо идет чуть заметная колея-тропка. Поворачиваем.



Идем до упора - несемся по перевалам по какой то раздолбанной колее в сумерках - включаешь свет и ни черта не видно. Наконец почти стемнело, мы заехали за гребень, высота 2430м, торопимся. Машину подбрасывает, сильный удар сверху. Блин… Сломалась стойка багажника и он лег на крышу. Тихонько ковыляем, еще пяток километров и мы у щита - Джумалинские источники. Время 23.20. Вышел охранник, и все же счастье было на нашей стороне, и был пустой домик. Ура! После суток под дождем на Актру печка это круто. Расположились, перекусили консервами. Ребенок вырубился моментально. Все опять затянуто облаками.



Утро. Осматриваем владения. За вот этот домик, куда солнце проникает через щели, просят всего 150 рублей в сутки. А вот за охапку дров уже 300 :-) . Напротив в далеке - шахта, добывают вольфрам и молибден. С другой стороны - дорога на Теплый ключ.







Ревизирую машину. К амортизатору и пружине добавилась еще одна проблема, более сильная. Сломало задние стойки багажника. Обе. Это пипец. Амортизатор заменил, второй не стал, теперь стоят два разных . С багажником ничего не придумал, просто развел стойки и вложил между ними толстую доску, замотав все проволкой. Убрал сверху бензин, воду и хайджек.
Погода сильно облачна, но начинает разветриваться. Жена доваривает суп, мы обедаем и собираемся съездить посмотреть на хребет Сайлюгем и г.Таван-Богдо-Тула.

Бьемся через перевал Теплый Ключ. Полная ого-го. Такого я не видел нигде. Даже подъем на ледники Актру был асфальтом. Нет ни сантиметра чистой колеи - сплошные валуны и камни. Смотришь вверх - падает шапка. 6 км сумасшедшего подъема за час. Высота 2925 м. Так высоко я еще не заезжал - для примера, высота всеми любимого Иремеля всего 1540м .











Вдали - Таван-Богдо-Тула. Погода становиться отличной. Попавшаяся на встречу группа из двух Нисанов Навара сказала, что у них несколько дней было все затянуто. Решаем дойти до погранзаставы Аргамжи. Начинаем спуск,









Вокруг тучи жирных сурков. Жанна пытается ловить их, и ей это почти удается, но уже на схваченном сурке обрывается петля из шнурков… Блин....





Погода то портится, то светлеет - все происходит в течении десяти минут. Рядом граница







Пошли броды. Вокруг… Я не знаю как это описать.







Вот оно. Место, о котором я мечтал много лет.





Место, где нет людей.





Здесь дороги не похожи на дороги.





Или их просто нет.





Это Укок. Зона покоя. Место, где мало кто бывает. Место, где
сходятся границы четырех государств. Где ветер так же вечен, как и снег в июле.





Это великолепно.



Мы проходим Аргамжи, и доходим до р.Музды-Булак. К сожалению приходиться развернуться. Все оставлено в лагере на ключах, а времени уже почти семь. Я с сожалением разворачиваюсь. Хотя я точно знаю, что я вернусь сюда очень скоро.

День двенадцатый. Опять все затянуто, с утра шел снег. Вчерашнее солнце на Укоке сейчас кажется подарком. 12:20, вроде растягивает. По совету охранника, решаем съездить посмотреть Аргут. Рванули на Джазатор. Уже на выезде на дорогу на Джазатор какой то скрежет и громкие стуки. Торможу, дикий скрежет. Останавливаюсь, ого-о…. Приехали..
Открутились стремянки, которые держат задний мост. Три. Из четырех. Мост ушел. Кардан почти на излом. Да….
Долго не думали. В нужном ящике оказались две новые стремянки и восемь гаек. Распускаем лебедку, протаскиваем трос под днищем, нажимаем пульт, вытягиваем мост вперед, две новых стремянки, на старые новые гайки. Готово. :-).

Джазатор. Опять погранзастава, проверка пропусков и документов. Нечто, похожее на заправку. Беру двадцать литров вонючей жидкости, называемой здесь 92-м бензином. По цене в 27.50.





Проходим Джазатор. В деревне кажется воскресенье, много нетрезвых, прием честно говоря, не самый лучший. Покупаем хлеб, и быстро уезжаем, весьма нетрезвая компания уже обступила машину. На выезде встречаем туристов, они рассказывают про Карагем, и что его нужно посетить. Начинаем пробиваться на Карагем. Обедаем на небольшом ручье.







Погода меняется :-).





Теперь уже и дорога на Кату-Ярык кажется мне просто асфальтом. Я уже не хочу, еду только под давлением жены. В одном месте приходиться срывать лопатой песчаный обвал, чтоб не улететь вниз. Но и награда так же велика, как и риск.





Это удивительное место называется степь Самаха. Я буду помнить это долго.



Иногда облака развеиваются, и я мне кажется, что я вижу ее. Белуху.





Мы доезжаем до Кызыл-Аргута и разворачиваемся - опять темно и опять обратно. Ломимся как угорелые. Время уже 11, а еще только поворот на Теплый ключ. Едем быстро, опять прыжок, громкий щелчок и звон. Едем - звон. И качение. Выхожу - лопнула вторая пружина. Зато машина выровнялась :-)

День тринадцатый. Весь день выбирались с Укока. С утра пришлось пересверливать багажник. Просверлил в перекладине новые дырки, растянул стойки той же доской, стойки стянул болтами М8, все перемотал проволкой, тяжелое снял. Поменял второй амортизатор. Прошла большая группа пикапов и пикап-клуба. Поговорил с ними, едут домой с Укока.





Весь день дикая гребенка, болит голова и спина. Вышли в Кош-Агач уже под вечер. Встать негде, проехали все три гостиницы, одна клоповник, в другой ничего нет, да и еще и не пускают, в третьей хорошо, какая то ведомтсвенная, но нет мест. Плюнули на все, поехали в Акташ в гостиницу, 100 км. Хочется горячего душа. Зато сняли красивую грозу.





Спим. Завтра продолжение театра.

Часть II
Previous post Next post
Up