35 лет фильму «Трон»: интересные факты в честь юбилея

Jul 09, 2017 09:00




Что-то очень странное происходило летом 1982-го. Один за другим на экраны выходили фильмы, которые практически проваливались в прокате и имели скупые на похвалу отзывы критиков, но в последующем ставшие едва ли не эталоном в своём жанре. Речь, разумеется, о «Нечто» Джона Карпентера и «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта: самых ярких примерах такой несправедливости. Ярких, но не единственных. «Трон» вышел всего через пару недель и повторил их судьбу. И лишь с годами зритель по достоинству оценил революционное новаторство создателей картины, благодаря чему их детище приобрело заслуженный культовый статус.

В честь 35-ой годовщины со дня премьеры «Трона», предлагаю узнать интересные факты о его создании.


Фильм был создан под впечатлением от прото-компьютерной игры



В 1972-ом году американская компания-производитель компьютерных игр Atari представила Pong. Аркадная видеоигра в теннис не была первой в своём роде: подобные продукты с использованием простой двухмерной графики появлялись на рынке и ранее. Но именно Pong приобрёл огромную популярность и стал едва ли не первой «народной» игрой. Несколькими годами позже она попалась на глаза Стивену Лисбергеру. В конце ’70-ых Стив был независимым аниматором и с игрой познакомился благодаря её упоминанию в демонстрационных материалах фирмы MAGI, занимавшейся разработкой графического программного обеспечения и бывшей в то время на передовой в этом вопросе. Лисбергер был впечатлён увиденным и пришёл к убеждению, что создание анимации с помощью компьютерных технологий - это не такая уж безумная идея.

В фильм не верила ни одна студия… даже та, что дала деньги



Скан оригинальной итальянской лобби-карточки к фильму

Объединив свои усилия с продюсером Дональдом Кушнером, Лисбергер начал пробовать продать свою идею какой-нибудь крупной студии. Будущий фильм виделся им полностью нарисованным с всего лишь двумя сценами с живыми актёрами. Эти сцены должны были открывать и закрывать картину. Чтобы произвести на потенциальных инвесторов впечатление, Лисбергер придумал для него броское, лаконичное и запоминающееся название «Трон», «выдернув» его из слова «элекТРОНный». К сожалению, его значительный опыт в ремесле мультипликации никак не помогал. Ни Metro-Goldwyn-Mayer, ни Paramount проектом не заинтересовались и предложение отвергли. Совершенно неожиданно идеей заинтересовалась студия Disney. «Мышиный дом» выделил авторам деньги, на которые попросили сделать нечто вроде демонстрационного видео: с его помощью инвесторы хотели ясней понять, что же именно задумал Лисбергер. Так появился короткий ролик, который можно посмотреть здесь. Увиденное студию более чем устроило, и на съёмки фильма было выделено $17 млн. Для сравнения: на вышедший годом ранее «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» было выделено $18 млн.

Фильм снимался в депрессивных условиях



Джеф Бриджес на съёмочной площадке фильма

Съёмки картины стартовали в апреле 1981-го и продлились до июля. За это время были отсняты сцены с актёрами и организованны они был весьма своеобразно. Дело в том, что фирменный компьютерный стиль придавался уже на стадии пост-продакшена с использованием многослойного (доходившего до 16 раз перекрывания) ротоскопирования и колоризации. Всё это вынудило Лисбергера снимать практически чёрно-белое кино. Актёры становились на фоне чёрного экрана, а сами они были одеты в серые одежды. Всё это довольно быстро создало на площадке неуютную и безрадостную атмосферу. Чтобы как-то скрасить свои в буквальном смысле серые трудовые будни, актёры и съёмочная команда приезжала на площадку в как можно более ярких одеждах. И всё равно многие жаловались на подавленные чувства и растущую депрессию.

Фильм создавался на компьютерах с «оперативкой» в 1 мБ



Команда мастеров по спецэффектам фильма "Трон". На большинстве - футболки с логотипом фильма

По окончании съёмок начался кропотливый период работы над спецэффектами. К процессу их создания было привлечены едва ли не все имевшиеся в то время профильные студии, а общее число задействованных специалистов превысило 560 человек. Из-за технического несовершенства доступной в начале ’80-ых техники, в распоряжении у авторов фильма были крайне слабые по сегодняшним меркам компьютеры. Их оперативная память составляла 1152 килобайта, в то время как размер жёсткого диска едва превышал 300 мегабайт. Из-за таких технических особенностей использовать примитивную компьютерную графику было возможным лишь в тех эпизодах, где в кадре не было актёров: всевозможные панорамы или сцены мотоциклетных погонь были смоделированы как раз на компьютерах. В тех эпизодах, где присутствовали актёры, была использована самая простая мультипликация, лишь стилизованная под компьютерную графику.

Фильм столкнулся с саботажем художников



Дизайн костюмов героев от художника Мёбиуса

Несмотря на то, что фильм создавался на мощностях студии Уолта Диснея, далеко не все её штатные сотрудники были в восторге от предстоящего сотрудничества с Лисбергером. Многие из них видели в проекте «Трон» настоящую угрозу традиционной анимации, которую, как они полагали, компьютерная анимация сможет заменить. Опасения их были, конечно же, преждевременными, но далеко не напрасными. Через 13 лет на экраны выйдет первый полностью компьютерный мультфильм «История игрушек», чей режиссёр Джон Лассеттер неоднократно называл «Трон» своим самым большим вдохновением. А ещё через 9 лет Дисней окончательно закроет своё подразделение рисованной анимации в угоду CGI-анимации.



Концепт-арт фильма "Трон". Рисунок Питера Ллойда на основе эскиза Сида Мида

Но всё это было потом, а в начале ’80-ых Лисбергер был вынужден искать выход из ситуации и пригласил поработать над фильмом Сида Мида и француза Мёбиуса. Именно они оказали огромное влияние на дизайн локаций и костюмов персонажей.

Фильм лишили номинации на Оскар за жульничество



Кадр из фильма "Трон"

По-крайней мере, именно такой точки зрения придерживается режиссёр «Трона» Стивен Лисбергер. В одном из интервью он упомянул, что Американская академия кинематографических искусств и наук не удостоила его работу номинации на Оскар за лучшие спецэффекты, т.к. использование компьютерной графики, якобы, давало ему необоснованное преимущество перед другими соискателями, использовавшими традиционные способы и методы, такие как миниатюры, аниматроника или комбинированные съёмки.

Справедливости ради замечу, что «Трон» всё же был выдвинут на соискание Оскара, но в других номинациях: за звук и костюмы.

В фильме засветился один из самых узнаваемых героев игр



"Камео" Пэкмена -- героя знаменитой игры-лабиринта -- в фильме "Трон"

Несмотря на то, что фильм имеет «игровую» основу в виде аркадного тенниса «Pong», в «Троне» нет прямого упоминания этой видеоигры. Конечно, если не считать таковой саму концепцию сражения на тарелках-фрисби. Зато в картине присутствует отсылка к другой не менее знаменитой аркадной игре - легендарному «Pac-Man». В сцене, где злодей Сарк изучает настенный дисплей с картой, в углу виден лабиринт с точками, по которому бродит Пэк-Мэн и издаёт знаменитые «уака-уака» звуки.

Кроме того, в фильме можно найти отсылку к диснеевскому символу - мышонку Миккки. Именно в форме его легендарных ушей смоделированы берега цифровой гавани.



ПС: помню, как впервые посмотрел «Трон» где-то в середине ’90-ых по каналу РТР. Был выходной день; изучать программу телепередач никогда не любил, а потому на фильм наткнулся случайно и начал смотреть не с начала. Конечно, пропустив завязку, ничего из происходившего на экране не понимал. Но увиденное произвело большое впечатление, особенно мотоциклетные гонки. Много лет спустя, несмотря на кассовый провал, кто-то в Дисней всё же отважился сделать фильму прямой сиквел, который люблю едва ли не больше оригинала. Стильный, с потрясающей красоты картинкой и восхитительным саундтреком, он словно перекинул мостик в начало ’80-ых и побудил многих познакомиться с этим полузабытым шедевром. Ну а если таким побудителем новый фильм не стал - гляньте хотя бы в честь его 35-летия. И если всё же доберётесь до просмотра - не забудьте вспомнить, что многое из увиденного вами на экране было создано с использованием компьютеров, которые уступают некоторым современным калькуляторам.

Читайте также:
Как снимали "Вспомнить Всё"
История создания "Нечто"
О съёмках "Бегущего по лезвию"
Каким мог быть "Пятый Элемент"

Как это снято

Previous post Next post
Up